За неделю до начала Великого поста, во Вселенскую (мясопустную) родительскую субботу, сугубо поминают всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Своей соборной молитвой верные чада Церкви могут проявить деятельную любовь, оказать помощь почившим сродникам и утешить их души.
5 и 6 марта на Воскресенском подворье совершились заупокойные богослужения, которые возглавил настоятель – иеромонах Гурий, в сослужении братии.
За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Михаил Брызгалов произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня наша Православная Церковь совершает поминовение всех от века усопших в благочестии и правой вере христиан, и особенно молится о тех из них, кто погиб внезапной смертью. Вспоминая об уже отшедших в вечность, мы всегда помышляем о том, что и мы все здесь странники и пришельцы. Как невозможно путнику, остановившемуся в гостинице, не выйти из нее и морякам навсегда оставаться на корабле, так и нам невозможно вечно пребывать в этой земной жизни. Дни наши бегут и с каждым годом как будто становятся короче, словно убыстряется течение времени. Наша земная жизнь проходит, как сон, как мгновение, и все быстрее и быстрее приближается неизбежный конец. Мысль о конце земной жизни доставляет радость всем святым, всем праведникам, которые ожидают покоя от своих трудов и скорбей. Они имеют чистую совесть и могут сказать с апостолом Павлом: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».
И наоборот, мысли о смерти сильно печалят тех, кто не заботится о чистоте жизни и не имеет попечения о своем спасении. В час кончины их сильно мучает раскаяние в своем нерадении и беспечности, и мучительность этого раскаяния превышает даже сам страх смерти. Для всех христиан завершение земного пути — это некий экзамен за всю прожитую жизнь и рождение в вечность. Поэтому то и надо дорожить своей жизнью и всегда благодарить за нее Господа. Нужно всячески беречь время, данное Богом на приготовление к жизни будущей. В эту краткую земную жизнь можно успеть сделать много доброго, потрудиться для вечного спасения не только самого, но и всех людей, живых и умерших.
В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «… и умерших не лишай милости». Эта милость прежде всего – молитва за них, особенно поминовение на литургии. Усопшие ждут от нас милости. Если усопший был грешником, то, помянув его, мы исполним долг любви, а если он был праведником, то наша молитва побудит его взаимно молиться о нас. Господь оставил нас здесь на земле на некоторое время, чтобы усопшие, благодаря нашим молитвам, могли избавиться от вечного мучения, и мы, благодаря их молитвам, могли получить спасение. Все мы знаем, как из евангельской притчи о богаче и Лазаре, не только умершие праведники, но и вообще все усопшие помнят о своих собратьях, живущих на земле, и молятся и просят о них.
Поэтому будем усердно молиться ко Господу о наших почивших близких, и вместе с молитвой будем приносить за них еще и милостыню. Милостыня, подаваемая бедным, принимается Самим Господом Спасителем, и бедные всегда вознесут молитвы за того, в память кого они получили подаяние. Но самое важное и самое сильное средство для облегчения участи усопших — это принесение бескровной жертвы за упокоение их душ.
Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва». В это самое время Сам Господь Иисус Христос в пречистых Тайнах тела и крови Своих приносится в жертву за всех и Своею кровью ходатайствует пред Отцом Своим о прощении грехов усопших. Частицы, вынимаемые из просфор на проскомидии, опускаются в святую Чашу после причащения народа и омываются Христовой кровью, а вместе с тем этой же пречистой кровью омываются и души тех, за кого эти частицы вынимаются.
Молясь сегодня об усопших, творя милостыню за них, дабы простились им все согрешения и очистился для них путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного, будем заблаговременно помышлять и о своей смерти, готовиться к ней, чтобы не перейти в будущую жизнь связанными какими либо грехами и не попасть там в место мучения, но во всех скорбях и испытаниях сохранить мужество и радость. Аминь».