11 сентября, когда Православная Церковь прославляет мученическую кончину великого проповедника покаяния и ревностного служителя Христова – Иоанна Предтечи, на Воскресенском подворье духовенство и прихожане храма вознесли свои молитвы к благовестнику, подготовившего грешный народ к принятию пришедшего во плоти Господа нашего Иисуса Христа.
После Божественной литургии было совершено «Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании».
За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Михаил Брызгалов произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы воспоминаем великий день Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. В каменном подвале, в котором находился в заточении Предтеча и Креститель Христов, было совсем темно. Солнечного света там не было, но свет во тьме светит, и тьма не объяла его. И светом Христовым была озарена эта страшная тьма и сердце Иоанна. Он знал, что его казнят; с минуты на минуту ждал смерти. Но не слышим ли мы в тропаре нынешнего праздника, что он отдал жизнь свою за Господа Иисуса Христа с радостью. Святой апостол Павел ждал с нетерпением кончины и жаждал поскорее соединиться со Христом. Конечно, таким же чувством была исполнена и душа святого Иоанна Предтечи. Святой Иоанн знал, что не окончится на этом святое дело его, знал, что ему надо сойти туда, где заключены души от века умерших и благовествовать им о Христе. Он спокойно ждал, и тьма его темницы озарялась светом Христовым.
В огромном зале дворца Ирода горело множество светильников. Там было светло, все блистало: сверкало серебро и золото блюд и кубков, из которых пили царские гости; сверкали драгоценные камни на одеждах Ирода и его сотрапезников. Но в сердцах тех, кто пировал с окаянным Иродом, этих неправедных судей, обогащавшихся за счет народа, живших в роскоши и постоянно пирующих, была диавольская тьма, когда они не трезвыми сладострастными глазами следили за пляской дочери Иродиады – Саломии.
Но то, что было в темнице святого Иоанна Крестителя, и то, что было во дворце Ирода, бывает и в нашей жизни. Бесчисленное множество святых мучеников пролили свою святую кровь за Христа, подобно святому Иоанну Крестителю, и свет Христов сиял в сердцах их тогда, когда они томились в темницах. В темные изодранные рясы были одеты тела великих преподобных, в которых бились святые сердца друзей Божиих, братьев Христовых.
Не только в жизни нашей, не только в людях мы видим этот контраст между светом и тьмою, между добром и злом, но даже в неодушевленной природе. Черный, некрасивый каменный уголь, а сколько в нем доброй и полезной энергии: он согревает нас зимой, двигает поезда, пароходы, машины. Бедняк, согретый черным каменным углем, благодарит Бога за тепло. Тепло угля рождает тепло и благодарность в сердце человека. Золото, серебро, драгоценные камни сверкаю, пленяя людей, и алчные стремятся к обладанию ими, жаждут их. В них содержится злая и греховная энергия потому, что из-за золота, серебра и драгоценных камней пролито очень много крови человеческой, совершено неизмеримое количество преступлений.
Апостол Павел сказал, что сребролюбие есть корень всех зол. Оно отравляет сердце человека, ибо стремящиеся к богатству не останавливаются ни перед чем. А те, которым удается обогатиться, Бога не благодарят: золото и серебро добрых чувств в них не вызывают. Итак, будем помнить о тьме в темнице Предтечи, будем помнить о доброй энергии каменного угля и о злой энергии золота и серебра. Будем помнить о черных рясах великих подвижников, и особенно – об усечённой главе Предтечи и Крестителя Христова Иоанна. На золотом блюде, наполненном кровью, на окаянный пир была принесена эта святая глава, сияющая Божественным светом. Глядели на эту голову гости Ирода со смущением и страхом. А Иродиада, ученица вселукавого диавола, которая потребовала казнить Иоанна Крестителя, глядела на окровавленную голову с сатанинской радостью. Вот как похоть, сладострастие и стремление к роскошной царской жизни изуродовали сердце этой женщины, сделали его диавольским. А как мы будем взирать на святую икону, где изображена глава Иоанна Предтечи на блюде? Со страхом, трепетом, с благоговением преклоняясь перед великим подвигом того, чья жизнь была сплошным служением высшей правде. Будем молиться великому мученику Христову, названному в Священном Писании ангелом, уготовляющим путь Спасителю нашему. Будем просить в молитвах, чтобы не быть нам малодушными и трусливыми, когда потребуется исповедовать имя Христово, восстать за поруганную правду.
Будем просить и Господа, чтобы благодатной Своей силой помог и нам подвизаться за истину. Аминь».