15 февраля Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Сретение Господне. Слово «сретение» в переводе со славянского означает «встреча». Христиане радуются долгожданной встрече с Христом, свершившейся некогда в Иерусалимском храме и происходящей сейчас в сердце каждого человека, ищущего Бога.
В честь этого праздника на Воскресенском подворье 14 и 15 февраля прошли торжественные богослужения. За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Алексий Петрук произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов» (Лк.2:30–31). Дорогие о Господе братья и сестры!
Праздник Сретения есть торжество всех праведных, пламенно ждавших спасительного пришествия Мессии и выстрадавших встречу с Ним.
Подвигом непрестанного ожидания стала жизнь боголюбивого Симеона, который сподобился небесного предвещания, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Триста шестьдесят лет прожил праведный Симеон, два с половиной века пришлось ему ждать исполнения этого обетования. И вот наконец Дух Святой привел Симеона в Иерусалимский храм в тот самый день и час, когда Пречистая Дева принесла сюда сорокадневное Дитя Свое, Младенца Иисуса.
Несказанной радостью исполнилось сердце святого Симеона Богоприимца, когда узрел он долгожданного Спасителя мира. Однако же каким зорким зрением нужно было обладать, чтобы узнать в крохотном запеленутом Младенце обетованное Солнце Правды, Искупителя всех народов! Симеон был очень стар, телесные очи его ослабели, но незамутненным оставался его духовный взор, потому что в чистоте и смирении проводил Симеон всю свою необычайно долгую жизнь, исполненную любви и доверия ко Господу. Вот почему узнал праведный Симеон Богомладенца, едва увидел Его, и выпала святому старцу несравненная честь и радость воспринять на руки Мессию, Сына Божия, и ныне воспевает Святая Церковь: «Веселися, старче праведный, приемый в объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение».
Славянское слово «сретение» означает «встреча». В лице праведного Симеона человечество встретилось с Богом. Русский же народ заметил, что в праздник Сретения зима встречается с весною, и в этом видится глубокий смысл. В самом деле, чем явилось для человечества пришествие Спасителя, как не наступлением благодатной весны, когда под живительными лучами Солнца Правды стали расцветать души людские? В Иерусалимском храме Богомладенца встречали святой Симеон и Анна-пророчица, последние праведники времен ветхозаветных, а чем были эти времена, как не суровою зимой закона, как не временем леденящей душу разлученности с Богом? В час Сретения Господня отмирал Ветхий Завет и начинал возрастать Завет Новый. Старца Симеона ждала скорая кончина, Младенцу Иисусу предстояло воскресить падшее человечество в жизнь вечную.
Нам с вами, дорогие во Христе братья и сестры, нет нужды, как Симеону Богоприимцу, веками ждать благодатной встречи с Господом. Спаситель уже пришел в мир, и ныне Он посреди нас.
Это мы с вами по холодности сердечной часто забываем навестить тех, кто нуждается в нашей помощи. Любящий же Господь никого и никогда не забывает. Христос, Добрый Пастырь человеческих душ, и ныне, как и во времена земной Своей жизни, обходит города и веси, сзывая заблудших овец. Он денно и нощно, таинственно обращаясь к нашей совести, стучится в двери каждого сердца; Он, Всемогущий, смиренно молит впустить Его. Стоит любому из нас открыть умные очи души своей, и он встретится с Господом. Но, увы, как далеко нам до Симеона Богоприимца! На духовных взорах наших лежат бельма греха и страстей, духовный слух наш запечатан серными пробками гордыни. Не о нас ли реченное Господом: Огрубело сердце народа сего… и не обратятся, чтобы Я исцелил их? (Ис.6:10).
Самые явственные чудеса, самые очевидные знамения не помогут обратиться тем, кто, погрузившись в грех и земную суету, не жаждет встречи с Богом. Евангелист Матфей повествует о великом чуде изгнания бесов, совершенном Спасителем в стране Гергесинской. Что же сделали жители этой страны? Обратились ли ко Господу, последовали ли за Ним? Нет, но весь город вышел навстречу Иисусу, и, увидевши Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф.8:34). Испугавшись за свой земной покой, эти люди отвергли вечное спасение. Вот так и мы, отягощенные приверженностью к мирским благам и развлечениям, порою пугаемся при встрече с Господом и словно говорим своему Спасителю: «Отойди от пределов наших».
Но, может быть, кто-то скажет: «Всей душою жажду увидеть Господа, на всех дорогах ищу – и не нахожу. Как мне встретиться с Ним?» Пусть откроет такой человек Святое Евангелие, и услышит слова Самого Спасителя, и узнает о путях, ведущих к Нему. В доме Божием, во храме Иерусалимском встречал праведный Симеон Младенца Христа. В домах Божиих, во храмах православных открыты двери для всех, кто нелицемерно желает встретиться с Господом. Основанная Самим Спасителем, нерушимо хранит Святая Церковь заветы Его, и пребывает Господь среди верных Своих по обетованию: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:21). Где легче встретиться с Господом, как не в доме Его? Здесь Лик Спасителя смотрит на нас со святых икон. Невидимо, но зримо для духовного взора верующих присутствует Господь во храме во время богослужения. В доме Божием совершается великое Таинство Евхаристии и мы, братья и сестры, можем не только встретиться с Господом, но и таинственно соединиться с Ним, достойно причастившись Тела и Крови Христовых, во исцеление душ и тел наших и в жизнь вечную.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Мы живем в искупленном мире, и выкуплены мы из рабства греху дорогою ценою. За нас, за каждого из нас страдал, проливал кровь Свою и умирал на кресте безгрешный Иисус. В час Сретения Господня праведный Симеон предрек Деве Марии: Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк.2:35). Как толкует блаженный Феофилакт Болгарский, в этих словах, обращенных к Божией Матери, «оружием называет Симеон… скорбь, бывшую при страдании» Сына Своего.
Хотим мы того или не хотим, но одна встреча с Владыкой всего сущего предстоит каждому из нас – в час смертный. Горе тому, для кого эта встреча будет первой, кто за всю отмеренную ему жизнь не нашел времени, чтобы подумать о спасении души своей. Переберем в памяти прошедшие годы и вспомним, сколько раз нависала над нами грозная коса смерти – и Милостивый Господь отводил ее, предоставляя нам еще время для обращения, покаяния и исправления. Не будем же испытывать долготерпение Божие.
Встречая в Иерусалимском храме Богомладенца Христа, старец Симеон возрадовался и возвеселился, хотя и знал, что умрет сразу же после этой встречи. Узрел Симеон спасение от Господа, праведен был Симеон – и смерть предстала ему как долгожданная весна освобождения, желанные врата в Царствие Небесное.
Если успеем и мы в этой жизни обратиться ко Спасителю, встретиться с Ним, такую же радостную и мирную кончину пошлет нам Господь, и сбудется над нами реченное: «Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс.22:4). Всеблагому же и Вселюбящему Богу нашему слава во веки веков. Аминь».
По окончании праздничной Литургии состоялся особый чин освящения свечей.
Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: «Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча — света Вечной жизни, осеняющего этот путь».