15 февраля Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Сретение Господне. Слово «сретение» в переводе со славянского означает «встреча». Христиане радуются долгожданной встрече с Христом, свершившейся некогда в Иерусалимском храме и происходящей сейчас в сердце каждого человека, ищущего Бога.
В честь этого праздника на Воскресенском подворье 14 и 15 февраля прошли торжественные богослужения. За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Николай Кравченко произнес проповедь: «С праздником, дорогие братья и сестры!
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видаста очи мои Спасение Твое…»
Сегодня наша Православная Церковь торжественно и с радостью празднует величайшее событие, происшедшее на границе Ветхого и Нового заветов. Свидетельство о пришествия Мессии.
Праведный Симеон, муж ученый, за сомнения в начертании священных слов пророчества Исайи в наказание получает возможность прожить жизнь до встречи с Сыном Божиим. 630 лет прожил праведник в ожидании и вот этот день настал!
Иосиф и Мария пришедшие в Иерусалимский храм для благодарения Богу за рождения сына по традициям того времени и хранящие тайну Благовестия святым Архангелом Гавриилом, слышали слова праведного Симеона, принявшего на свои руки Младенца : «Ныне отпущаеши раба Твоего , Владыко, по глаголу Твоего с миром..» Слова, подтверждающие о пришествии Спасителя в мир и радость от уставшего от земной жизни человека, который с восторгом принимает обетование Божие.
Там же была и пророчица Анна, которая 84 года прожила во вдовстве при храме, служа Богу и днем, и ночью. Она, подойдя, славила Бога и говорила о Нем всем присутствующим. Радость события встречи Божьего и человеческого в воплощении Божества в человеке, радость завершения долгого ожидания спасения рода человеческого переполняют и наши сердца, но остановим свое внимание на словах апостола и евангелиста Луки:
«И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: и лежит Сей на падение и восстание многих во Израиле и в предмет пререканий…» Говоря эти слова Симеон не имел ввиду, что Господь пришел разрушить и разделить. Бог явился в мир, чтобы спасти каждого человека, исправить его испорченную природу. Пришел, чтобы, наполняя души людей близким присутствием Божественной Благодати, очистить их и сделать достойными Неба. Не разделить народы, а соединить человечество и каждого по отдельности человека воедино, стать для людей тем Пастырем Добрым, одним на едино стадо.
Но сами люди, их падшая, греховная природа одних побуждала к покаянию, очищению и принятия благодатного пути спасения. Других же наоборот, она бросила в падение: завистью, жаждой наживы и греховных радостей земной жизни. Благодать вела многие народы за Христом и его учениками, попутно получая исцеления и чудеса воскрешения. Одни приняли учения о спасении в души свои, другие так и остались в телесных желаниях, но были и те, что шли за Христом чтобы погубить его. Так было в те в времена и осталось и до наших дней на всем пути Христианской церкви: одни с любовью и верой, другие с неверием и ненавистью. И видно, так будет до кончины мира сего, до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
«Се лежит, Сей на падение восстание…» С самого рождения Христа мир сам разделился на восстающих из погибели и добровольно падающих, вплоть до убийства неповинных младенцев.
Христос в Милости своей на каждом жизненном пути каждого человека и встреча с Ним – наш выбор. Ведь даже ходящие в храм, даже знающие наизусть тексты Писания, даже называющие себя верующими людьми, не всегда жаждут этой встречи. Откладывают дела спасения души на потом, на завтра, на начало Поста, и т.д., желая сначала сотворить дела земного удовлетворения:
«сначала дом построю, а уж потом…, сначала быт налажу…, сначала проверну выгодную сделку…»
Другие стыдливо отводят глаза от идущего на встречу Спасителя. «Рано пришел. Не все удовольствия я испытал еще…»
Вот и сбываются слова Праведного Симеона «на падение и восстание многих…»
Грядущего на встречу Христа дети видят открытыми глазами и чистым сердцем, воспринимая мир Божий как есть, стирая тонкую грань между миром земным и миром невидимым. В зрелости человек познает Бога сердцем и разумом благодаря опыту. Юность же пора горячности и жертвенности. Жертвенности во имя веры, друзей, правды.
И как в этот день не помянуть тех, для кого этот святой день Сретения Господня стал днем встречи с Родиной. Сегодня исполнился 31 год со дня вывода советских войск из Афганистана. Тысячи молодых солдат вернулись из первой большой войны после славной Победы в Великой Отечественной войне. Люди, прошедшие через боль и страдания, изменили свой взгляд на жизнь. Молодые внешне, но со зрелым жизненным опытом внутри. Почему? Потому, что Господь там, где жизнь человеческая в трудности, в страдание и лишении. Только там люди ищут помощи. И Господь приходит. Кто-то принимает его с нетерпеливой радостью и духовной жаждой, кто-то осторожно с выверенным шагом следует к Нему, а кто-то отвергает и ненавидит, отравившись плодами человеческой подлости и предательство. Многие пришедшие с войны познав Божью благодать и понесли ту радость встречи с Богом во всю свою дальнейшую жизнь, принося духовные плоды.
Апостол Павел говорит в послании к Галатам: «плод духовный-есть любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание…» Чем мы можем из этого списка свидетельствовать о себе?
Дай нам Господи понести те труды и заботы в которых ты есть! Прими нас в объятия милосердия и благодати! Не дай нам Господи в самодовольной радости и в земном удовлетворении пройти мимо Тебя.
Мы произносим слова, повторяя их из богослужебного пения: «ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» Слова Праведного Симеона познавшего радость приближающейся земной кончины. Умиротворение в ожидании прикосновения к Благодати Божией. И нам чтобы познать глубину этих слов надо быть и Богоприимцами, и Богоносцами в жизни своей христианской.
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь!»
По окончании праздничной Литургии состоялся особый чин освящения свечей.
Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: «Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча — света Вечной жизни, осеняющего этот путь».