Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того, по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.
Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.
Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.
Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника. Следовательно, и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них Церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Тут важен факт возможности быть лично на Литургии и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургии, а лично принять участие в молитве.
21 марта, в субботу третьей седмицы Великого поста на Воскресенском подворье, совершили Божественную Литургию, а накануне вечернее заупокойное богослужение, которое возглавил благочинный храма протоиерей Андрей Алексеев.
После Литургии была отслужена панихида.
За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Николай Кравченко произнес проповедь: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!
Сегодня, братья и сестры, особый субботний день. День Родительской субботы, день поминовения усопших наших близких по роду, по духу. Покаяние памяти. Нам сегодня с вами хочется покается перед ними за недоданное добро, за скудность любви, недонесенное милосердие при их жизни.
Одна из библейских заповедей гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, и благо будет тебе, и долголетен ты будешь на земле». То есть Бог четко и конкретно обещает долголетие тем, для кого почитание родителей будет одной из главных черт образа жизни.
Об этой заповеди знают практически все. Но все же вряд ли на вопрос: «Были ли у тебя конфликты с родителями?» мы услышим уверенное: «Не было!» Для оправдания этой невозможности жить в мире и согласии с родителями и в послушании (!) им придуманы массы отговорок. Причем на самом «высоком» философском уровне. Кто из нас не слышал об извечном конфликте «отцов и детей»? Кто не рассуждал о разности понятий и мировоззрений от поколения к поколению? Кто, в конце концов, не выдавал сакраментальное: «Да что вы понимаете? Вы отстали от жизни»?
Как принять наши сетования на тяжелую, болезненную и короткую жизнь при виде нынешнего существования многих стариков?! И не обязательно только тех, о которых дети просто забыли. Ведь нередки примеры, когда «заботливость» творится лишь для внешнего глаза или по формуле: «Говорите, что вам надо – все будет, все куплю. Только мою жизнь не лезьте!»
Наше доброе отношение к родителям мы часто считаем великой нашей жертвой, необыкновенной доблестью, редким случаем. Раньше многодетная семья считалась счастьем для родителей, потому что каждый ребенок вносил лепту в содержание матери и отца. Теперь даже большое количество детей не гарантирует, что родители будут обеспечены самым необходимым. О них забывают, от них отказываются. И даже в те моменты, когда. казалось бы, помогают своим, как их называют уничижительно, «старикам», то не совершают главного. Если посмотреть внимательно на нашу жизнь, то окажется, что пожилые люди как бы мешают нам со своими советами, просьбами, пониманием жизни. Они кажутся отсталыми, никчемными и чувствуют всем своим существом, что не нужны. Это никакими деньгами, никакими подношениями не восполнишь. Когда внутри человек осознает, что он прекрасно обходится без матери и отца, когда чувствует, что доброе отношение к ним только дань прошлому, воспоминаниям о детстве, то такое существование для родителей бывает хуже смерти. Отец и мать видят, что от них как бы откупаются, когда создают им условия сытой жизни.
Но самой-то жизни нет! Ничто из их жизненного опыта не проводится в жизнь, не осуществляются сокровенные желания, которые они сами не могут осуществить, а могут – только их дети или те, кто их уважает. Но таких близких людей рядом, в нужный момент не находится.
Почтение к родителям, о котором все время печется Церковь, — это, в конце концов, борьба за наше процветание и долголетие. Как часто мы говорим о народах-долгожителях, как регулярно возмущаемся: «Хорошие умирают, а злые живут»! На Бога сетуем, мол, несправедлив Господь. Может быть, все же прежде «на себя оборотиться», а не обвинять Создателя? Да, действительно, не обделил Творец многолетием многие народы, но ведь у них, хотя и далеких от нашего образа жизни, воистину процветает культ почитания предков, как живых, так и ушедших. А у нас?
Простой пример. Каждую субботу на нашем приходе служится панихида. Если бы на нее приходили все те, у кого в течение прошедших 20 лет отпели родителей, бабушек и дедушек, хотя бы в годовщины их кончины или в дни их Небесных покровителей, в храме было бы не протолкнуться. А что на самом деле? «Отметим» сорок дней, да на первую годовщину вспомним, а потом травой зарастают – как могилы, так и души. Для Бога же все живы, как живые, так и мертвые. И все они нуждаются в нашей заботе.
Взгляд вроде того, что «похоронил – помянул – все исполнил» в корне неверен. Человек, живущий подобным образом, не заботится и о своем собственном будущем. Поэтому не надо удивляться, что жизнь коротка и болезни одолевают. Здесь прямая зависимость: чем короче память – тем меньше длительность земного пребывания.
В конце концов, и мы с вами тоже родители. И наш с вами пример благочестия, станет образом уважения нас нашими детьми.
Господь милостив и как Отец, родивший нас для жизни вечной, дарует нам возможность изменить все и наполнить нашу жизнь Своею отеческой Благодатью и покаянной памятью о тех, кто воспитал нас и кто, как никогда нуждается в нашей молитвенной помощи.
Дай Господи им там радости избавления от грехов нашими молитвами и даруй им по милости Твоей Царствие Небесное! Аминь!»