Таинство брака – одно из Таинств (священнодействий) Православной Церкви, в котором мужчина и женщина становятся одной плотью и получают церковное благословение на совместную жизнь и воспитание детей. Священное Писание Нового Завета, используя в качестве основы Ветхий Завет, так описывает это: «… посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6). Далее Писание утверждает, что брак должен быть единственным для человека, а единственной причиной развода может стать только лишь прелюбодеяние, т.е. супружеская измена (Мф. 19:9). Апостол Павел так описывает взаимоотношения внутри семьи: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22-25, 31-32). Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (IV-V вв.) добавляет: «Человек оставляет произведших его, оставляет тех, кто столько благодетельствовали ему и к которым он привык, сочетаться с тою, которую прежде не знал и не видел, которая не имеет с ним ничего общего и предпочитает ее всему. Подлинно это таинство, и родители не печалятся, а напротив желают расстрачивать деньги и делать расходы. Поистине таинство великое»[1].
Изначально в христианской Церкви было мнение, что вступление в церковный брак требует наличие епископского благословения. Святой Игнатий Богоносец епископ Антиохийский (I-II вв.) в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию»[2].
II Вселенский Собор. Роспись собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г
С конца XIII – начала IV вв. заключение христианского брака стало делопроизводством самой Церкви христианской в Византии. Император Андроник Палеолог (1282-1328 гг.) и патриарх Константинопольский Афанасий (1303-1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без благословения священника. Если имелись препятствия к заключению брака, то требовалось особое благословение епископа на совершение Таинства.
Обручение издревле имело обязательный характер для исполнения. Согласно 98-му правилу Трулльского Собора, «да подлежит вине прелюбодеяния» тот, кто берет в брачное сожитие «жену, иному обрученную, при жизни ее обручника»[3]. Формально обручение являлось равным венчанию. В наше время эти два обряда соединены воедино, не мыслятся одно без другого. Таким образом, все постановления и нормы брачного права, относящиеся к обручению, следует применять и к венчанию, и наоборот.
На Руси изначально брак церковный воспринимался как принадлежность князей и высшего слоя общества, позже стал обязательным для всех. С 1775 года постановлением Святейшего Синода обручение стало проводиться непосредственно перед венчанием, кроме императорской фамилии. Брак совершал приходской священник после предварительного «розыска» препятствий к Таинству. С 1918 года после издания декрета об отделении Церкви от государства таинство венчания было разрешено только лишь после официальной регистрации брачного союза в государственных органах.
Согласно церковным канонам (правилам), совершению брака могут препятствовать некоторые факторы. Они делятся на абсолютные и условные. Абсолютные факторы запрещают совершение брака при данных условиях, условные – делают брак невозможным в силу родственных связей. Есть еще препятствия, из-за которых брак считается недействительным с момента его заключения, а есть такие, по причине которых брак не расторгается, но вызывают канонические прещения на венчавшихся и венчавшего их священника.
Абсолютными препятствиями являются следующие:
Рассмотрим подробнее каждое из этих препятствий и применимость их в наши дни.
Условные препятствия к браку.
В наше время церковный брак не связан с гражданским, но без наличия последнего совершен быть не может. Многие канонические препятствия к браку являются препятствиями и к созданию семьи в гражданском отношении. Некоторые же канонические препятствия являются только сугубо церковными, то есть государством не признаются. Важно также отметить, что в Церкви не существует так называемого развода или расторжения брака. Церковь может только лишь констатировать факт распада брака по какой-то причине, но никак не лишить его статуса брака. В отношении количества браков стоит считать заключенные после Крещения, но не только церковные, но и государственные. К сожалению, в наше время очень велико число разводов, с начала 1980-х гг. возросло число венчаний, но также и число разводов. В своей статье «Проблемы соотношения брачного права Русской Православной Церкви и семейного права Российской Федерации» А. Ведяев предлагает путь решения назревшей проблемы: «Только осознание людьми христианских идеалов нерасторжимости брака, более серьезное отношение к выбору второй половины и к супружеской жизни может серьезно улучшить ситуацию. Это очень важно и потому, что семья — элементарная ячейка любого государства, от ее стабильности зависит устойчивость развития любой страны. Церковь обязана участвовать в укреплении брака, напоминая людям, особенно молодежи, о высоких нравственных идеалах, содержащихся в ее нравственном учении. Поэтому эффективность модификаций семейного законодательства невозможна без проведения серьезной пастырской работы»[21].
Настоятель Воскресенского подворья
Иеромонах Гурий (Гусев)
Библиография.
Источники.
Использованная литература.
[1] Свт. Иоанн Златоуст. // Цит. по: свт. Феофан Затворник. Толкование посланий ап. Павла к Ефессянам. М., 1998. С. 417-420.
[2] Игнатий Богоносец, св. Памятники Древнехристианской Письменности. Послание к Поликарпу Смирнскому. М., 2005. С. 202.
[3] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 593.
[4] Григоровский Сергей. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводство по делам брачным. СПб., 1896. С. 67.
[5] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 86.
[6] Там же. С. 444, 448.
[7] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. Перев. с сербского. СПб., 1912. С. 382.
[8] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 371.
[9] Там же. С. 530.
[10] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. Перев. с сербского. СПб., 1912. С. 401, 432.
[11] Творения святаго священномученика Киприана, епископа Карфагенскаго. Том первый: Письма. Киев, 1861. Кн. 1. С. 25.
[12] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. Перев. с сербского. СПб., 1912. С. 378.
[13] Григоровский Сергей. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводство по делам брачным. СПб., 1896. С. 77.
[14] Григоровский Сергей. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводство по делам брачным. СПб., 1896. С. 78.
[15] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. Перев. с сербского. СПб., 1912. С. 421.
[16] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 540.
[17] К вопросу о брачном праве. Сборник статей о различных видах родства. М., 1900. С. 44.
[18] Там же. С. 125.
[19] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 538.
[20] К вопросу о брачном праве. Сборник статей о различных видах родства. М., 1900. С. 118.
[21] http://pro-spbda.ru/cr/conf/stud-conf2009.pdf