18 и 19 августа в праздник Преображения Господня настоятель с братией и прихожанами молились в Воскресенском храме за торжественными богослужениями. После литургии по традиции было освящение плодов нового урожая. За литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Сергий Астафьев произнес проповедь:
«Дорогие братья и сестры! Рад вас поздравить с великим двунадесятым праздником Преображения Господня. Этот праздник возвещает нам о замечательной истории на горе Фавор. Господь там преобразился — из обычного человека, каким Он виделся каждому, Он стал иным. Евангелист Матфей так описывает преображение Спасителя: «Его лицо, Его одежды блестели, как снег»(см. Мф. 17:1-9). Слово «преображение» означает перемену, которая, несомненно, приводит к лучшему, чем было ранее. Именно поэтому мы сами говорим о преображении личности, о преображении общества, о преображении государства, всякий раз вкладывая в это слово свою надежду на самое лучшее развитие и стремление к совершенству.
Преображение открывало перед апостолами образ будущего Царства Божия, той славы и того блаженства, которое ожидает всех истинных последователей Господа. Если Христос явился в славе божества, то и верные ученики Его будут также наслаждаться этой славой. В Евангелии Господь обещает: «где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин.12:26). Смертному трудно представить и ощутить это блаженство, ведь «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Во время Преображения Божия ученики услышали свидетельство неба и теперь могли со всею решительностью засвидетельствовать перед всем миром, что их Учитель есть «Сын Божий возлюбленный», «Свет от Света», «сияние славы и образ ипостаси Отца Небесного» (Евр.1:3), что Он есть воистину Отчее сияние в сумерках земной, омраченной грехом жизни. Почему Господь решил преобразиться перед Своими учениками и явиться им в блистании божественного света, осиявшего Его как отражение небесной славы? Какова цель преображения? Дело в том, что приближались тяжелые дни, полные горя и муки, – дни крестных страданий и смерти Господа. Еще неокрепшая вера Его учеников должна была пережить тяжелейшее потрясение: им предстояло увидеть любимого Учителя, Великого Пророка, позорно распятым на Кресте, окровавленным, израненным, окруженным насмешками, унижениями, издевательствами. Для апостолов было трудно признавать Спасителя в опозоренном Иисусе, доведенном до крайней степени страдания и тоски. Они ожидали увидеть Царя царей в ореоле земной славы и блеска, но Он не оправдал их надежды и мечты и был распят. Цель Преображения Господня была в том, чтобы не помрачилась вера апостолов, чтобы, взирая на Христа распятого, Который стал символом слабости и поражения, чтобы они помнили о Преображении на Фаворе, и верили, что Господь добровольно претерпел страдания, а само распятие не помешало им проповедовать образ уничиженного Спасителя миру во спасение.
Как мы помним, все апостолы дрогнули во время страданий Христовых, а Петр трижды отрекся от Господа. Неслучайно мы сегодня за Литургией читали отрывок из Второго соборного послания апостола: «Братия, твердо стойте в звании и призвании, которое вы имеете, потому что только через эту стойкость вы спасетесь». Эти слова апостола, идущие из глубины его души, из собственного трагического опыта. помогают нам понять, какой опыт пережил апостол Петр и на горе Фавор, и в момент отречения. Он понял, что только твердость в звании и призвании способна уберечь, от претыканий, то есть от ошибок, в том числе от измены, от потери веры, от ослабления духовных сил, от жестоких разочарований. Преображение для нас с вами также является залогом и свидетельством будущего небесного блаженства, и его отблеск сверкает, как луч надежды, среди горя, уныния и тоски наших проблем, боли и забот мира сего. Господь учит нас, что не следует драматизировать при ослаблении благочестия или веры в определенный момент своей жизни. Нам всегда следует помнить об апостоле Петре, о Фаворе, об отречении, и быть твердыми в своем уповании на Бога, уметь проявлять терпение, мужество, способность преодолевать тревоги и проблемы окружающей нас жизни и наши внутренние терзания.
Уныние, жалобы и полная бездеятельность нам не помогут. Мы все ждем готового счастья: кто-то придет, кто-то все наладит, кто-то устроит нашу жизнь. Необходимо понять, что кто бы ни взялся за устройство нашей жизни и как бы талантливо он это ни делал, мы непременно все испортим, если сами не изменимся и не начнем трудиться над своим духовным совершенствованием. Преображение Господне помогает осознать, что счастье — это результат праведной жизни, приводящей к единению с Богом, делающего человека причастником Божественной славы. Каждому из нас предстоит духовно переродиться, преобразиться, ведь «Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя» (1Ин.1:5), у света не бывает общения со тьмой, и помраченная душа Бога воспринять не может. Основным препятствиям на пути обновления жизни стоит наш гордый эгоизм, который не дает нам целиком довериться Богу, признать свои ошибки, от чего и появляется нерешительность и незаконченность добрых порывов души в изменении образа жизни. Другим препятствием на пути возрождения является человеческая ленность, поскольку необходим душевный труд и невероятные усилия для изменения своих привычек, вкусов, взглядов, устройства быта и самой жизни. Православие являет собой удел только сильных людей, поскольку духовный выбор требует особенного отношения к самому себе, проницательности, ежеминутного самоанализа и способности разобраться во внутренних разногласиях своей духовной жизни. Порой необходимо идти против мнения большинства людей, которые лишь формально связывают себя с православием, но не живут по Евангелию.
Сегодняшний праздник Преображения раскрывает нам дивный образ просветленного Христа, явившегося в божественной славе. Ведь через искушения проходит каждый человек, и чтобы войти в невечернее Царство славы Божией, как говорит в сегодняшнем апостольском чтении первоверховный апостол Петр, нужна твердость в призвании и уповании. Да поможет всем нам Господь преодолевать свои внутренние духовные проблемы, оставаясь сильными в вере и способными быть верными Христу даже до смерти. Аминь».