23 февраля, в третью подготовительную неделю к Великому посту, служение Божественной Литургии в храме Воскресения Христова возглавил настоятель Воскресенского подворья иеромонах Гурий. За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Николай Кравченко произнес проповедь:
«Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с трепетом и благоговением осмысливаем воспоминания о Страшном суде.
Казалось бы, еще недавно умилялись Рождеству Христа Спасителя, созерцали молитвенно и душевно Его земной путь до спасительного для всего человечества Сретения Богомладенца с людьми в лице праведного Симеона. Мы знаем и дальше, и больше. Знаем, что Господь явится в среде самых ничтожных людей, откинувших закон Божий ради удобства жизни, ради наживы. В народе, презираемом всеми окружающими народами за свою алчность и склонность к предательству, ради собственной выгоды. В народе, который Закон Божий ввел в ранг преступного закона.
Господь Милостью Своей, делами милосердия отвращает многих от пути погибели, наполняет слова о Боге в устах иудеев смыслом и значимостью. Он, как Сеятель добрый, сеет слова истины и любви в землю душ человеческих. Одни упали на камни и засохли, другие в тернии и заглохли, третьи все же нашли почву и дали всходы. Однако, зло, зависть и падшая натура сделали свое дело. Доброделание, любовь, милосердие выносится на суд человеческий и Искупитель осужден людьми на самую изощренную и позорную смерть – Распятие. Это природа подлости людской, кричащих умилительно «Оссана в Вышних! Благословен Грядый!» через неделю кричать с ненавистью «Распни его!». Это было первое пришествие Христа.
Ныне мы задумываемся о том времени, когда Господь придет во славе Своей второй раз и это будет пришествие суда. Когда Сын Человеческий будет судить судом Божьим, судом справедливости. На этом суде не будет оправдания, дела наши осудят нас.
Много нам Господь дает милости Своей, чтобы мы смогли даже в делах беззакония человеческого разглядеть проявление этого Божественного милосердия. Только Господь может обратить грех в добродетель.
Обратимся к нашей истории, к истории нашего народа, нашей страны. Ко дню, который стал для многих из нас важным днем жизни в сознании любви к Отечеству. День защитника Отечества. Казалось бы, в начале прошлого века православный народ лишился разума, сверг Царя и тоже приговорил его к смерти. Все принялись делить страну и власть, Россия погрузилась в хаос самоуничтожения: рушились храмы, искоренялась вера. И для защиты от внешнего врага создается армия, которая сохранила Россию, как государство. Армию, которая выстояла в кровавых чистках, которая победила в страшной мировой войне, практически спасла весь мир. Кто же она, эта Армия? Это наш народ, который милостью Божией через горнило испытаний сумел очиститься от губительного духовного падения. Народ, который и ныне является опорой истинной Веры, той стеной, за которой находят убежище братья и расшибаются враги. Это цена очищения от греховности.
Сколько нам, православным христианам, стоять не известно, но Господь избрал кающихся своим орудием.
Неизвестен день и час, в которые Сын человеческий прекратит жизнь земного мира своим пришествием в суд, неизвестно время, когда тела разлучатся с душами во век.
Дорогие мои Братья и Сестры, будем же бодрствовать и готовиться к этой грани нашего бытия, к невозвратности решения нашей участи. Будем запасаться к этому душевному испытаниями всеми добродетелями христианскими, но особенно делами милосердия. Милосердие – это проявление любви и есть тот верх христианского совершенства, о котором говорит Спаситель.
«Милость соделывает человеков, преисполненых ею, богоподобными (Мф. 5: 44, 48; Лк. 6: 32, 36); «Блаженни милостиви, яко тии помиловани будут (Мф. 5: 7)»; «Суд же без милости несотворшим милости (Иак. 2: 13)»
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь!»