1 ноября, в 21-ю Неделю по Пятидесятнице, в день памяти перенесения мощей прп. Иоанна Рыльского, на Воскресенском Подворье прошли воскресные богослужения. За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Павел Ямсков произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. Господь открывает духовные тайны жизни только тем, кто изо всех сил старается жить по Заповедям, правде и совести.
Человеческое сердце – это почва, в которую сеется семя слова Божия. По естеству своему без слова Божия сердце человека не в состоянии произрастить что-либо подлинное, глубокое, истинное. Поэтому смысл жизни в том, чтобы эта почва, т.е. сердце и семя – слово Божие соединились в благодатном единстве, и тогда Господь совершит дивное чудо с нашей жизнью.
Враг нашего спасения все делает для того, чтобы во все времена в мире люди не слышали благую весть, предлагает множество искушающих и влияющих на чувства занятий, интересных человеку во грехе. Особенно лукавый старается похитить из сердца слово Божие у невнимательно слушающих, делает все чтобы отвратить от веры.
Невнимательное слушание слова Божия – неблагоговейное, небрежное – названо в Евангелии грехом поругания святыни, потому что это – семя, упавшее на дорогу и потоптанное людьми. Либо топчут тайны жизни, либо святыню похищают птицы – бесы, которые выклевывают семя из сердца, оттого что человек не хранит и не дорожит даром Господним.
Одно семя упало при дороге, другое – на каменистую почву, а третье – среди терния. Господь Сам объясняет, что это значит. Глубина, на которой открывается значение слова Божия, – это скорби, а скорби страшат людей. В Апокалипсисе сказано: в конце всего, когда будет последний Суд, вне Царства Божия окажутся не только блудники и предатели, но и боязливые – те, кто боится жить по правде слова Божия. Может быть, думают они, можно жить как-нибудь не совсем так, как открывает слово? Может быть, можно устроиться, чтобы не слишком уж рисковать собою и от слова Христова не отречься?
Неизвестно, какое испытание – скорбями или благополучием – оказывается более опасным. «Посеянное в тернии» — испытание благополучием, в котором собраны житейские заботы, всевозможные сладости жизни. И как часто тернием оказываются каждодневные постоянные заботы, которых никому как будто бы не избежать, но которые у многих вытесняют слово! Сказано – «подавляют» — душат его, и оно не приносит плода.
Каждый человек призван достигнуть полноты духовной зрелости. Господь прекращает жизнь человека, когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет, и тогда ставит предел его земной жизни. Плод добрый, говорит Христос, приносится стократно добрым и чистым сердцем. Сердцем, которое принимает и хранит слово Божие, хранит благоговейно и крепко, и только тогда приносится плод в терпении.
Вся наша жизнь со всеми искушениями, скорбями и благополучием, со всеми утешениями Божиими и со всеми поражениями зовет нас к терпению. Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод в нашей жизни. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели. Господь говорит, что путь, который Он предлагает, — трудный, узкий, крестный, но только этим путем – слышания слова Божия, принятия его в нашей жизни, в терпении и возрастании его – исполняем мы свое предназначение быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину. Аминь».