Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.
21 марта, в 1-ю неделю Великого поста на Воскресенском подворье настоятель с братией совершили торжественные богослужения.
За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Николай Кравченко произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен не как портрет, а как таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви.
Божий лик мы можем созерцать и перед иконой мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. Господь вочеловечился, не переставая быть Божественной Непостижимостью. И вместе с этим по-новому озаряется слово Ветхого Завета о том, что мы созданы по образу Божию; каждый из нас — икона. Взирая друг на друга, так же, как когда мы взираем на икону, мы можем взором веры, взором любви, взором богопочитания прозреть образ Божий.
И каждый из нас — образ Божий и это то, что мы не можем отдать никому — только Богу. И сегодняшний праздник почитания икон говорит нам о том, что как труден путь христиан, ПРАВИЛЬНО СЛАВЯЩИХ Бога! Это праздник Торжества Истины над ересями, Божьей Благодати над человеческими пороками, даже облеченные в маску благочестия. Ведь против святынь и христианского благочестия восстали не язычники, а те, кто называли себя христианами. Потому, что дьявол ищет разные пути совращения тех, кого коснулась Благодать Божия спасения ради. Сколько им было порождено лжеучений и иных религий с одной целью – уничтожить Истинное слово Божие в людях, правильно славящих Спасителя – Православных, нас с вами, дорогие мои братья и сестры!
«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете…» Разве, где в Евангелии Господь призывал к восстанию против римской власти? Нет. Разве учил неповиновению властям? Опять же нет. Свобода, дарованная человеку от его сотворения, это свобода богообщения. грех удалил человека от Бога и человеческое понятие о свободе извратилось и уподобилось животному состоянию: что хочу , то и делаю или как хочу, так и живу… Так живет животный, бессознательный и смертный мир. У животных все просто, желание определяет бытие. Если корову вовремя не покормить, то помычав некоторое время она станет есть собственные испражнения, желание брачного периода заставляет животных принимать это в любом месте… Это ли свобода? Это рабство желаний. Человек создан по образу Божиему и волен над желаниями, волен определять свой путь. Свободен отказаться от греха, победив в первую очередь, самого себя, свою склонность к падению.
Ведь жизнь православного христианина – это путь Богопознания, не живя по словам Господним внешне, а живя Им Самим душою. Порой мы говорим о внешних благочестиях, как о «единственно спасительных» и попадаем в фарисейство. Так что же нас освобождает? Мы можем строго, даже очень строго, поститься, так бесы вообще не едят. Можем читать молитвы на счет, сокращая свой сон, так бесы вообще не спят. Можем наизусть выучить много молитв, так нечисть знает все Священное писание до последней буквы. Выходит, по такому счету, что бесы должны возглавить очередь в Царство Небесное? Нет! Потому, что главное, что есть при всем внешнем – это наше внутреннее и сокровенное – Покаяние и Любовь. Это Торжество истинной веры, Торжество Божьего над человеческим!
Как благоговейно должны мы глядеть друг на друга, как трепетно и благоговейно относиться друг к другу, невзирая на наши немощи, слабости, грехи, ибо мы – образ Божий: пусть даже оскверненный и, однако, освященный. И в этом Богу нашему слава! Аминь».
По окончании воскресной Литургии настоятель с братией совершили чин Торжества Православия. Это особое праздничное богослужение, в котором провозглашается православное учение об иконопочитании, а также все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
В этом чине прославляется Церковь, все живущие и отошедшие ко Господу праведные отцы. Истинный дух Христов никогда не может быть уничтожен. Подвижники веры, такие как преподобный Сергий и все святые Нового Завета, своей жизнью и примером засвидетельствовали подлинное торжество Церкви.