7 июня, в Неделю 8-ю по Пасхе, в день Святой Троицы, на Воскресенском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Божественную литургию возглавил настоятель иеромонах Гурий в сослужении духовенства подворья. На кануне было совершено Всенощное бдение.
По окончании Божественной литургии совершили Великую вечерню с чтением коленопреклоненных молитв.
За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Алексий Петрук произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день Пятидесятницы, наши храмы утопают в цветах и облекаются в зеленые ветки вечной молодости и вечной радости. Сегодня человеческие сердца украшаются благодатию Святаго Духа и становятся похожими на вечноцветущий рай. Сегодня день рождения Церкви. Это торжество святитель Иоанн Златоуст называет столицей всех праздников, заключительным аккордом Божественного Домостроительства.
Сегодняшний день — это торжество Пресвятой Троицы, потому что с сошествием Святого Духа человечеству открывается Истина, что Бог Троичен.
«Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 16). Но не только потому, что Он любит Своё творение — мир и человечество. Бог есть Любовь Сам в Себе, потому что бытие Единаго Бога, это событие Божественных Ипостасей Отца, Сына и Духа Святого, пребывающих между собой «в вечном движении любви», по словам прп. Максима Исповедника, Троица есть Троица Любви и Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.
Священномученик Ириней Лионский говорит: «Церковь приняла от апостолов и их учеников свою веру в Единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…»
Тогда, в пятидесятый день по Воскресении Христовом, в виде огненных языков, в шуме стремительного ветра благодати исполнилось то, о чем раньше говорил Господь. «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). Дух Святой сошел на неграмотных галилейских рыбаков и соделал их богословами и апостолами, которые без сожаления оставили свои ветхие дырявые вещественные сети и сетями Евангельской проповеди «уловили всю Вселенную».
Но не на одних только апостолов, и не ради только их, сошел Дух Святой, а через них — на всех нас и ради всех нас. Ради всего страждущего, жаждущего, алчущего человечества! Как и раньше, более чем 2 тысячи лет назад, так и сейчас в наш сверхскоростной, сверхтехнологичный, прогрессивный, «гуманный», постоянно говорящий о свободе человека, но на самом деле циничный, бездушный, равнодушный, безразличный XXI век — приходит Святой Дух и превращает, претворяет мертвые и пустые человеческие сердца в сосуды благодати, любви и истины!
Целью вочеловечения Слова Божия является принятие людьми Святого Духа, и становление их членами Тела Христова, Церкви и через это — жилищами Троичного Бога! А без благодати Святого Духа мы жалкие, нищие, обезображенные, самые несчастные люди, хотя можем рядиться в призрачные одежды мудрых и преуспевающих, как сейчас говорят, состоявшихся людей.
Без благодати Святого Духа, оживляющей душу, человек может стать «постчеловеком», «сверхчеловеком», киборгом, не способным ни любить, ни чувствовать, ни верить.
Священномученик Иларион Верейский говорил: «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение!» Преображение человеческой души. Преображение человеческого сердца. Поэтому мы взываем и вопием со слезами и покаянием:
«Царю Небесный, Утешителю Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Поэтому мы и будем сегодня, стоя на коленях наших сердец, умолять Бога о прощении наших многочисленных грехов.
Преподобный Никодим Святогорец говорит, что существуют три вида опьянения: Первый — это опьянение от обычного вина.
Второй вид опьянения — опьянение страстями.
И, наконец, третие опьянение — это опьянение Святым Духом! Или «трезвенное опьянение», — как говорит священномученик Дионисий Ареопагит. Это таинственный плод стяжания благодати Святаго Духа, Небесных Божественных энергий. Это невидимые огненные языки, которые созидают в нашем сердце сокровенного человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа.
А дары Святого Духа, которые Господь посылает каждому из нас, они многоразличны, они имеют множество удивительных духовных оттенков, граней, полутонов. Каждый человек прекрасен, уникален и дорог в очах Божиих! Удивительно прекрасен и бесконечно любим. Но мы сами порою коверкаем в себе образ Божий. Засыпаем сладким, коварным, земным, летаргическим сном. И как страшно смотреть на мир и не видеть в нем ничего святого, ничего таинственного, ничего одухотворенного Десницей Творца.
И если мы не видим, не чувствуем, не удивляемся красоте Богом сотворенного мира, красоте человеческой души, а красотой считаем лишь моду, стили, дизайн — то наш путь еще долог! Если человека мы воспринимаем не как образ Божий, а как объект материальной выгоды, а вместо любви в нашем сердце царит корысть и лицемерие — то мы еще не сдвинулись с места!
И если Богом данное время земной жизни мы тратим впустую, в игрушки для взрослых, в добывание временных ценностей, если не ценим духовные жемчужины, которые дарит нам Господь, а дорожим лишь материальными ценностями, налипшими на белоснежную одежду нашей души — то мы играем на краю пропасти!
Поэтому Святая Церковь будит нас и голос ее колокола, колокола Любви, разносится по всей Вселенной.
Сегодня все верующие сердца — раньше парфяне и медяне, жители Месопотамии, Понта и Ассии, а сейчас — Греции и Сербии, Грузии, Румынии и Украины, Белоруссии и России и многих других уголков нашей планеты празднуют день Рождения Церкви! Сегодня Господь зовет каждого из нас: «кто жаждет, иди ко Мне и пей». А мы, стоя на коленопреклоненных молитвах, среди русских березовых райских веток, с сердцем, исполненным благодарности, покаяния и любви вопием и глаголем:
Упование мое — Отец! Прибежище мое — Сын! Покров мой — Дух Святый! Троица Святая! Слава Тебе! Аминь!»