7 и 8 октября в день преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца на Воскресенском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прошли праздничные богослужения.
За Всенощным бдением духовенство с прихожанами храма вознесли свои молитвы к игумену земли Русской и прочли ему акафист.
За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Иоанн Калиниченко произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Сегодня, братья и сестры, день памяти Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия игумена Радонежского Чудотворца. И день этот очень значимый для нашей Церкви, для нашей страны, для нашей истории и для каждого из нас. В сонме святых Преподобный Сергий занимает совершенно особое место, ибо его жизненный подвиг во многом преобразовал жизнь не только Русской Церкви, но и благоприятно повлиял на ход гражданской истории.
Он жил в далеком XIV веке, трудное для страны время. Более чем трудное. Вот нам иногда кажется, что мы сейчас живем в какое-то особо тяжелое время, бушуют страсти политические, эпидемиологические, люди умирают, кто-то теряет близких. Но если сравнить с теми годами, то и никаких сравнений-то и быть не может.
Представьте себе: огромная страна разделена на междоусобные княжества; родные братья, близкие по крови и по вере люди, искушаемые дьяволом, находятся не просто во вражде, а вступают в кровавое соперничество, убивают друг друга. А над всем этим — иноземное господство иноверных, которые разорили страну, берут с нее дань, препятствуют экономическому развитию, невозможно никакое культурное развитие, скованна возможность образования. Под боком Европа, которая развивается, встает во весь рост, а Россия скованна иноземным порабощением и внутренними неурядицами. Откуда придет спасение? Никто не знает. Власть князей слаба, общество раздроблено и не может оказать сопротивления. Но спасение пришло, от Бога.
Но от Бога оно пришло через людей. И одним из таких людей был святой Преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он с детства полюбил Господа и, будучи сыном боярина, он оставляет все и уходит в дремучие тогда Радонежские леса. Рубит келью, и остается там один. Он долгое время пребывает в молитве, труде и посте. Вскоре добрая молва о его духовных подвигах постепенно распространяется. И вокруг него стали собираться люди, жаждущие любви, совершенства и восхождения по ступеням этого совершенства. Постепенно возник монастырь, который очень скоро стал знаменитым на всю страну и получил название в честь Святой Троицы.
Братия избирают Преподобного Сергия своим игуменом, поскольку видят в нем духовный авторитет, поддержку и помощь. Но игуменство Преподобного Сергия заключалось не в том, что он сидел в кресле и раздавал благословения. Он трудился больше всех, молился больше всех и служил братии своей.
Житие Преподобного Сергия наводит на очень многие размышления. Но, пожалуй, первое, что приходит на мысль, это то, что великий русский подвижник и молитвенник, был удивительно гармоничным человеком.
Все у него было соразмерно. Людей церковных всегда волновал такой вопрос, как соотнести наше отношение к этой жизни, к земле, к отечеству, в котором мы живем, с одной стороны; и наше отношение к Богу, к Церкви, к тому вожделенному Небесному Отечеству, гражданином которого когда-то станет каждый из нас. Какие же должны быть соотношения между двумя этими устремлениями человека? С одной стороны, взор на Небо, с другой, взор на землю.
Некоторые люди говорили, что все земное надо отринуть абсолютно, все устремления человека должны быть только к небу: смотри вверх и иди по жизни. Это, конечно, может быть, и очень привлекательно, но вот только вы попробуйте ходить по улице, задрав голову. Далеко не уйдете. Упадете, набьете шишек или машина собьет.
Другие, наоборот, призывали держаться только за землю, только за сегодняшний день, как будто они и умирать не собираются.
И та, и другая идея, доведенная до крайности, является неправильной и не спасительной для человека. И вот преподобный Сергий удивительно умел сочетать в себе эти два устремления. Да, он полностью посвятил себя Богу, ушел от мира. И, казалось бы, какое ему дело до того, что творится в этом мире, который во зле лежит. Его дело – молитва.
Но ведь земля-то русская под игом стонет, и не первое столетие уже. А беда вся в том, что народ враждует, князья вместо того, чтобы объединиться и вместе дать отпор внешнему врагу, интригуют друг друга, и готовы подчиниться иноземцу, иноверцу, чем признать над собой власть родного брата, а иногда даже и отца родного.
И вот не в княжеских палатах, и не в государственных советах, и не в шумных городах, а в дремучих Радонежских лесах, в монастыре Святой Троицы игумен Сергий начинает пробуждать в сознании людей необходимость объединения. И началось оно вокруг города Москвы. И преподобный всячески поддерживает эту тенденцию.
Он отправляется в путешествие, посещает удельных князей, уговаривает их объединиться вокруг Москвы. Когда Рязанский князь Олег выступает против, и заявляет о своей готовности поддержать даже врагов Москвы, то преподобный Сергий запрещает совершать Божественную Литургию в храмах этого города. И такого наказания князь Олег, будучи человеком православным, верующим, конечно, не смог вынести. И он смиряется и объединяется вокруг Москвы.
И когда настает время нанести сокрушительный удар по врагу, преподобный Сергий благословляет на подвиг князя Димитрия, названного впоследствии Донским, чтобы он возглавил наше русское воинство на поле Куликовом. И в знак своего благословения дает ему двух монахов, Пересвета и Ослябю, которые должны были бы по всем монашеским канонам быть в кельях и молиться. Но они воссели на боевых коней и вступили в единоборство с врагом.
Мы знаем, что битва на поле Куликовом перевернула историю нашей страны. Затем преподобный Сергий способствовал созданию многих и многих монастырей, которые стали центрами духовного и интеллектуального просвещения нашего народа. Именно из этих монастырей началось духовное и интеллектуальное возрождение России.
Мы слышали с вами сегодня апостольское чтение, Послание к Галатам апостола Павла, где кратко вообще сказано об идеале христианина. Сказано о том, что воздействие Святаго Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. А что оно приносит определенные плоды, которые и перечисляет апостол Павел.
Он говорит: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.213). И вот преподобный Сергий Радонежский в жизни своей принес все эти вышеперечисленные плоды Духа Святаго. И он действительно явился живым, духоносным источником для окружающих его людей.
Так помолимся же, дорогие мои, к заступнику и отцу нашему Сергию, на земле которого мы с вами живем, чтобы по его молитвам Господь нас с вами не оставил в эти непростые времена и помог стать истинными христианами, достойно и безропотно несущими свой жизненный крест. Аминь».