6 и 7 апреля в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, на Воскресенском подворье настоятель с духовенством совершили торжественные богослужения. За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Михаил Брызгалов произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.
Много обителей у Бога Духа Святаго в этой пространной вселенной, но чистое сердце человеческое есть обитель Его величайшей радости. Оно-то и является Его истинной обителью, все прочее – лишь Его мастерские.
Никогда сердце человеческое не может быть пусто, оно всегда наполнено: или адом, или миром, или Богом. Содержание сердца зависит от чистоты сердца.
Некогда сердце человеческое было наполнено только Богом; оно было зерцалом только для лепоты Божией, арфой – только для хваления Бога. Некогда оно воистину было в руке Божией – и находилось вне опасности. Но когда человек в безумии взял его в свои руки, звери многие напали на сердце человеческое, и оттоле началось то, что, если смотреть изнутри, называется рабством сердца человеческого, а если смотреть извне, называется всемирной историей.
Не в силах человек сам держать свое сердце руками своими, стал прислонять его к окружающим существам и вещам. Но к чему бы человек ни прислонил сердце свое, оно от этого пачкалось и повреждалось.
Сердце человеческое окаменело от долгого рабства, потемнело от тяжкой тьмы! Сам Бог должен был сойти, чтобы освободить его от рабства, чтобы спасти его от тьмы, чтобы исцелить его от греховной проказы и снова взять в Свои Божественные руки.
Схождение Бога к людям – самое неустрашимое деяние Божией любви, Божия человеколюбия, самая радостная весть для чистых и самое невероятное событие для нечистых сердцем.
Как столп огненный в самом густом мраке – таково сошествие Бога к людям. А повесть того Божия схождения к людям начинается с ангела и Девы, с беседы между небесною чистотою и чистотою земною.
Когда нечистое сердце беседует с нечистым сердцем – это война. Когда нечистое сердце беседует с чистым сердцем – и это война. И только когда чистое сердце беседует с чистым сердцем, это и есть радость, мир и чудо.
Архангел Гавриил – первый благовестник спасения человеческого, или чуда Божия; ибо спасения человеческого не было бы без чуда Божия. Пречистая Дева Мария первая услышала это благовествование и первая из человеческих существ вострепетала от страха и радости. В Ее сердце отражалось небо, словно солнце в чистых водах; под сердцем Ее имел преклонить главу Свою и облечься во плоть Господь, Творец нового и Обновитель ветхого мира.
Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, это дело Божией любви – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело и человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа – как это могло быть?..
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захария, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарию тоже возвещено, что у его жены родиться сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…
Слово «раба» в нынешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия.
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Вот благовестие, которое мы сегодня слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира.
Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь».
После Божественной литургии было совершено «Молебное пение во время губительного поветрия и смертоносной заразы» с крестным ходом с чтимой святыней – иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», в сопровождении колокольного звона и окроплением территории Подворья святой водой.
Настоятель Подворья обратился к прихожанам со словами о том, что «во времена общественных смущений и потрясений люди всегда объединялись в горячей молитве у своих родных святынь. Верим, что в это непростое время Матерь Божия не оставит Своей милостью и заступлением не только это святое место, но и весь род христианский».