Благодарственноый молебен в честь годовщины освобождения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

25.01.2023 Новости

25 января, после Божественной литургии был отслужен благодарственный молебен в честь годовщины освобождения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры от интервентов в 1608-1610 гг. Наш храм имеет непосредственное отношение к этому событию.

На Руси с древнейших времен существовала давняя традиция воздвигать храмы в честь побед русского оружия и в память павших защитников Отечества. По преданию храм Воскресения Христова был построен в память ратников, защищавших Троице-Сергиеву лавру от польско-литовских захватчиков с 1608 по 1610 г. Храм и все, что связано с ним, пропитано символизмом в память о страшном нашествии польско-литовских захватчиков и всех павших защитников на поле боя – это своеобразная летопись исторических традиций в камне.
Истории постройки храма предшествовали трагические события Смутного времени и осада Троице-Сергиевой лавры. Борьба против оккупантов при защите монастыря выразилась в том, что монахи, воины, посадские люди и крестьяне «сели в осаду». Они постоянно совершали вылазки за территорию монастыря-крепости, не давая врагу передышки ни на минуту, нападая на стан врага, а также добывая такие необходимые ресурсы для защитников крепости, как лес для обогрева жилищ, еду и фураж. Во время осады, архимандрит монастыря Иоасаф на предложение католика Я. Сапеги сдаться ответил интервентам, что монастырь защищает веру православную и сохранит верность государю «который на Москве будет».

Это послание разлетелось сотнями копий по стране вызвав рост национального самосознания. Оборона монастыря имела общенациональный, созидательно-государственный характер, умноженный на важность защиты православной святыни от хорошо вооруженной опытной в военном деле польско-литовской шляхты во главе с Лжедмитрием II. Благодаря решительному отпору защитников монастыря, несмотря на голод, холод, эпидемии, огромные потери 12 января 1610 г. осада была снята, оборона Троице-Сергиевой лавры помогла уберечь Москву от вторжения интервентов и защитить страну. Тогда же появилось «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына (1620 г.), автор повести произносит такие слова: «Блажени, отцы Сергие и Никоне яко не попустисте еретиком разрушити стѣн дому вашего святого! Блажени, скончавшеися в дому чюдотворца и имущеи к нему дерзновение!. Эти слова стали пророческими. По преданию, возведение в Казачьей слободе церкви связано с трагическими событиями осады, монастыря польско-литовскими захватчиками в 1608–1610 гг. «Место это «окроплено кровию яко дождевыми каплями», – сюда совершались вылазки осажденных в лес за дровами». Через 40 лет, именно столько времени понадобилось людям для восстановления хозяйства после Смутного времени в память об этих событиях и в надежде воскресения погибших защитников в 1655 г. здесь был поставлен Воскресенский храм.
В литературе указывается, что церковь строилась на средства монастыря по указу царя Алексея Михайловича.

(Цитируется по:
Гурий (Гусев), иером.
История храма Воскресения Христова в Кокуеве //
Церковный историк. 2022. No 2 (8). С. 90–103.)

🙏
🙏
Наверх