Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

20 и 21 сентября на Воскресенском подворье настоятель с духовенством совершили торжественные богослужения в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Михаил Брызгалов произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!  Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна были благочестивы, добродетельны и праведны пред Богом. Имея достаточное богатство, они часть его уделяли на потребность богослужения во храм, а часть раздавали нищим. Жизнь их, по-видимому, со внешней стороны, была счастлива, если все счастье полагать в вещественном довольстве и в семейном мире, любви и согласии. А между тем они были очень несчастливы.

Они несли на себе иго бездетности. Находясь в супружестве пятьдесят лет, они не имели детей.  Тогда бездетность супругов считалось знамением наказания Божия за какие-либо тяжкие грехи. Почему так? Потому что в то время на земле ожидали явления Искупителя; и понятно, каждому, помимо естественного желания присущего не испорченным родителям, хотелось иметь детей и в тех видах, чтобы, если Богу угодно, сделаться прародителем Искупителя. У кого же не было детей, у того, следовательно, и не оставалось уже никакой надежды на то. Потому бездетность супругов и в глазах посторонних людей признавалось наказанием Божиим. Понятно отсюда, каким горем сопровождалось для праведных Иоакима и Анны их бездетность.

Но горе это усугублялось еще посторонними укоризнами. Раз первосвященник во храме не принял от Иоакима жертвы, сказав ему с укором: «ты не стоишь того, чтобы принять от тебя дар Богу; будучи бездетен, конечно, не имеешь ты благословения Божия за какие-нибудь тайные грехи». А еврей, вместе с Иоакимом приносивший жертву, с укором заметил ему: «почто предваряешь меня, приступая к Богу? разве не знаешь о своем безплодстве?»

Внутреннее, сердечное горе, и посторонние укоризны в каких-то тайных грехах, которых между тем за праведными супругами не было, причиняли такое нравственное страдание праведным супругам, какое может быть понятным только людям, подобно им страждущим. Они скорбели в глубине своей праведной души; но вместе с тем не отчаявались в милости Божией. Они всю свою печаль возлагали на Бога, и с постоянством и усердием молились Богу, да дарует им Господь, хотя на старости лет, дитя, обещаясь посвятить его на служение Богу. Господь слышал их молитвы, но медлил исполнением их, дабы удивить на праведных старцах милость Свою дабы воспитать их в вере в живой Промысл Божий, надежде на Себя и любви к Себе.

Тяжелое испытание Божие несли на себе праведные супруги! Но за то какое и утешение послал им Господь после испытания! Господь Бог посылает ангела Своего, чтобы обрадовать праведных старцев вестью, что у них родится дочь преблагословенная, чрез которую дано будет спасение всему миру. И точно, у них родилась дочь, которую они назвали Мариею, а Мария удостоилась стать Матерью Господа; родители же Ее удостоились названия святых и праведных богоотец.

Братья и сестры! И в настоящее время Господь посылает людям испытания, какие и кому Ему угодно.

Будем же терпеливы в перенесении испытаний. Сохрани Бог всякого человека малодушествовать в испытаниях на Промысл Божий.

Будем нести испытания с постоянством и надеждою на милость Божию, ни в каком случае до конца не оставляющею человека, и с верою в лучшее будущее, которое Господь несомненно устроит, если только мы окажемся достойными того.

Будем себя утешать в несении испытаний той мыслию, что кого любит Господь, того наказывает, ради духовно-нравственной пользы самого же испытываемаго и наказываемаго.

Видя испытуемых и наказуемых от Господа, не будем суетно думать, что Господь наказывает их непременно за какие-либо тяжкие грехи и тем более укорять их. Пути Господни в отношении жизни людей неисповедимы; и мы не можем знать, почему Господь Бог с одним поступает так, с другим иначе. Не судите, да не судимы будете.

Дорогие отцы, братья и сестры предадим сами себя и всю жизнь нашу премудрой и всеблагой воле Господа, Который несравненно больше нам дарует, чем мы просим или о чем даже едва смеем помыслить. Будем безропотно, по примеру св. праведных богоотец Иоакима и Анны, переносить посылаемые на нас несчастья: чрез них, как золото чрез огонь, Господь очищает нас от всякой скверны греховной и делает нас несравненно более блаженными и в этой, и в будущей жизни, чем мы были бы блаженны без этих очистительных скорбей.

А когда бедствия и разные скорби готовы, по-видимому, нас подавить, будем взывать о помощи к Тому, без воли Которого и волос не упадает с нашей головы, Который никогда не пошлет искушения, превышающего наши силы. Аминь!»