Применение норм церковного брачного права в современных условиях

Таинство брака – одно из Таинств (священнодействий) Православной Церкви, в котором мужчина и женщина становятся одной плотью и получают церковное благословение на совместную жизнь и воспитание детей. Священное Писание Нового Завета, используя в качестве основы Ветхий Завет, так описывает это: «… посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6). Далее Писание утверждает, что брак должен быть единственным для человека, а единственной причиной развода может стать только лишь прелюбодеяние, т.е. супружеская измена (Мф. 19:9). Апостол Павел так описывает взаимоотношения внутри семьи: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22-25, 31-32). Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (IV-V вв.) добавляет: «Человек оставляет произведших его, оставляет тех, кто столько благодетельствовали ему и к которым он привык, сочетаться с тою, которую прежде не знал и не видел, которая не имеет с ним ничего общего и предпочитает ее всему. Подлинно это таинство, и родители не печалятся, а напротив желают расстрачивать деньги и делать расходы. Поистине таинство великое»[1].

Изначально в христианской Церкви было мнение, что вступление в церковный брак требует наличие епископского благословения. Святой Игнатий Богоносец епископ Антиохийский (I-II вв.) в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию»[2].

II Вселенский Собор. Роспись собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г

С конца XIII – начала IV вв. заключение христианского брака стало делопроизводством самой Церкви христианской в Византии. Император Андроник Палеолог (1282-1328 гг.) и патриарх Константинопольский Афанасий (1303-1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без благословения священника. Если имелись препятствия к заключению брака, то требовалось особое благословение епископа на совершение Таинства.

Обручение издревле имело обязательный характер для исполнения. Согласно 98-му правилу Трулльского Собора, «да подлежит вине прелюбодеяния» тот, кто берет в брачное сожитие «жену, иному обрученную, при жизни ее обручника»[3]. Формально обручение являлось равным венчанию. В наше время эти два обряда соединены воедино, не мыслятся одно без другого. Таким образом, все постановления и нормы брачного права, относящиеся к обручению, следует применять и к венчанию, и наоборот.

На Руси изначально брак церковный воспринимался как принадлежность князей и высшего слоя общества, позже стал обязательным для всех. С 1775 года постановлением Святейшего Синода обручение стало проводиться непосредственно перед венчанием, кроме императорской фамилии. Брак совершал приходской священник после предварительного «розыска» препятствий к Таинству. С 1918 года после издания декрета об отделении Церкви от государства таинство венчания было разрешено только лишь после официальной регистрации брачного союза в государственных органах.

Согласно церковным канонам (правилам), совершению брака могут препятствовать некоторые факторы. Они делятся на абсолютные и условные. Абсолютные факторы запрещают совершение брака при данных условиях, условные – делают брак невозможным в силу родственных связей. Есть еще препятствия, из-за которых брак считается недействительным с момента его заключения, а есть такие, по причине которых брак не расторгается, но вызывают канонические прещения на венчавшихся и венчавшего их священника.

Абсолютными препятствиями являются следующие:

  1. Наличие действующего нерасторгнутого брака;
  2. наличие священного сана;
  3. принесение монашеских обетов;
  4. вдовство после третьего брака;
  5. виновность в расторжении третьего брака;
  6. физическая или духовная неспособность к нему;
  7. несоответствие возрастному цензу;
  8. отсутствие согласия на брак со стороны родителей.

Рассмотрим подробнее каждое из этих препятствий и применимость их в наши дни.

  1. Нельзя вступить во второй брак, находясь в брачных узах в настоящее время, поскольку и в церковном праве, и в гражданском семейном кодексе запрещена полигамия. В нашем государстве и в Православной Церкви существует только моногамный брак. «Законными и действительными не признаются брачные сопряжения лиц, которые обязаны уже другими законными супружескими союзами, не прекратившимися и законно не расторгнутыми духовным начальством их вероисповедания»[4].
  2. Человек, имеющий священный сан (иподиакон, диакон, священник, епископ) не может жениться, сохранив сан. Лишь чтецы и певцы после поставления могут создавать семьи. Указания на это мы находим в правовых нормах: 26 Апостольское правило[5], 3 и 6 правило Трулльского собора[6], 6 правило свт. Василия Великого[7]. В Русской Церкви эти правила соблюдались в течение веков, брак священнослужителям разрешался только в случае предварительного отказа от сана.
  3. Монахам и монахиням после дачи обетов запрещается вступление в брак 16 правилом Халкидонского собора[8], 44 правилом Трульского собора[9], 18, 19 и 50 правилами свт. Василия Великого[10]. Святитель Киприан епископ Карфагенский в письме к Помпонию о девственницах пишет: «Если оне искренно посвятили себя Христу, то должны хранить стыд и целомудрие, и за твердость и постоянство ожидать награды девства. Если же не хотят или не могут так оставаться, то пусть лучше вступают в брак, чем заслуживают огнь адский своими преступлениями»[11].
  4. Церковь не одобряет второй брак, считая его вынужденной икономией (т.е. снисхождением), а уж тем более третий и последующие браки. Насчет второбрачных так пишет апостол Павел: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:39-40). Святитель Василий Великий архиепископ Кесарийский (IVв.) в 4 правиле добавляет: «Второбрачных отлучают на год, другие на два»[12].
  5. Согласно 48 главе «Кормчей» виновный в расторжении предыдущего брака не может вступить в новый брак. Это вытекает из Евангельского учения (цитата приводилась выше – Мф. 19:9) и из практики Церкви.
  6. Душевнобольные и безумные с младенчества не могут вступать в брак, согласно брачному кодексу большинства стран. Данные браки, если и были заключены, признаются недействительными. При Петре Первом в России эта практика была закреплена законодательно. Физическую неспособность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособностью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. В действующих церковных правилах нет запрета венчать глухонемых или слепых.
  7. На Руси следовали правилам Византии, поэтому Стоглавый собор постановил низшей планкой для брака быть 15 лет – для мужчин и 12 лет – для женщин. Святейший Синод в 1830 году издал указ, в котором установили новый возраст — 18 и 16 соответственно. В наши дни обязательной практикой для венчания является наличие государственной регистрации брака, соответственно, и достижение гражданского брачного возраста. Святитель Василий Великий в 24 и 28 правилах указывает и на верхнюю границу брачного возраста – 70 и 60 лет соответственно. В наше время предельным возрастом для вступления в брак является возраст 80 лет, потому что после него человек неспособен к продолжению рода, что является основным назначением брака[13]. «Ежели окажется, что брак повенчан при недостижении женихом или невестою церковного совершеннолетия, то брачившиеся немедленно разлучаются от сожительства»[14].
  8. 38е правило свт. Василия Великого[15] гласит: «Отроковицы, без соизволения отца посягшия, блудодействуют. Но примирением с родителями дело сие мнится имети врачевание. Впрочем оне не тотчас допускаются к приобщению, но запрещаются на три лета». На Руси также всегда боролись и с другой крайностью – браком по родительскому принуждению.

Условные препятствия к браку.

  1. Необходимо отсутствие близкого кровного родства для вступления в брак. Ветхий Завет также запрещал брак близких родственников (Лев. 18:7-17). В Церкви всегда запрещались браки лиц, связанных по прямой линии кровного родства. 19 Апостольское правило прямо запрещает таким лицам вступать в клир. В России с 1810 года расторгали браки в 4й степени родства.
  2. Препятствиями к браку являются отношения свойства, которые приравниваются к кровным отношениям. Свойственниками, например, являются тесть и зять, свекровь и невеста. Трулльский собор в своем 54 правиле[16] запретил браки в 4й степени подобного родства: «Аще кто совокупляется в общение брака со своею двоюродною сестрою, или аще отец и сын с материю и дщерью, или с двема девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконнаго супружества». С 1810 года по указу Святейшего Синода это правило соблюдалось. «Родство по свойству, или по двухродному сватовству, бывает тогда, когда два различных рода, при посредстве брака или замужества, сочетаваются и далаются своими (οἰκεῖοι), потому что близость по закону есть свойство лиц, сочетавшихся по браку кровного родства»[17].
  3. Духовное родство является препятствием браку. Запрет этот подтвердил император Юстиниан: «Никому не позволяется вступать в брак с тою женщиной, которую он воспринял от святого крещения, так как ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять правомерное препятствие к браку, как этот союз, чрез который при Божием посредстве, сочетаваются их души»[18]. 53 правило Трулльского собора[19] запрещает брак между восприемниками и родителями воспринятых.
  4. Препятствует совершению браку и усыновление, т.е. усыновленный не мог вступать в брак с ближними родственниками усыновителей. «Усыновление совершается однако не пустыми словами, не подкрепленными свидетельствами, но по закону, с совершением священных молитв, … потому что при помощи этого родства усыновляющие получают место родителей, а усыновленные – место детей…»[20]
  5. Запрещены браки по принуждению. Именно поэтому в чинопоследовании имеется диалог и вольном желании присупить к Таинству.
  6. Не поддерживаются браки с инославными и еретиками. 72й канон Трулльского Собора гласит: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит, да будет отлучен». В России в досинодальную эпоху запрещались браки с иноверными и инославными, с 1721 года разрешили брак с католиками, протестантами и арианами. При этом разрешении брачующиеся обязывались воспитать детей в православии.

В наше время церковный брак не связан с гражданским, но без наличия последнего совершен быть не может. Многие канонические препятствия к браку являются препятствиями и к созданию семьи в гражданском отношении. Некоторые же канонические препятствия являются только сугубо церковными, то есть государством не признаются. Важно также отметить, что в Церкви не существует так называемого развода или расторжения брака. Церковь может только лишь констатировать факт распада брака по какой-то причине, но никак не лишить его статуса брака. В отношении количества браков стоит считать заключенные после Крещения, но не только церковные, но и государственные. К сожалению, в наше время очень велико число разводов, с начала 1980-х гг. возросло число венчаний, но также и число разводов. В своей статье «Проблемы соотношения брачного права Русской Православной Церкви и семейного права Российской Федерации» А. Ведяев предлагает путь решения назревшей проблемы: «Только осознание людьми христианских идеа­лов нерасторжимости брака, более серьезное отношение к выбору вто­рой половины и к супружеской жизни может серьезно улучшить ситу­ацию. Это очень важно и потому, что семья — элементарная ячейка любого государства, от ее стабильности зависит устойчивость разви­тия любой страны. Церковь обязана участвовать в укреплении брака, напоминая людям, особенно молодежи, о высоких нравственных иде­алах, содержащихся в ее нравственном учении. Поэтому эффектив­ность модификаций семейного законодательства невозможна без про­ведения серьезной пастырской работы»[21].

Настоятель Воскресенского подворья 

Иеромонах Гурий (Гусев)

Библиография.

Источники.

  1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета.
  2. Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911.
  3. Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. Перев. с сербского. СПб., 1912.

Использованная литература.

  1. Вердяев Алексей, чтец. Проблемы соотношения брачного права Русской Православной Церкви и семейного права Российской Федерации. http://pro-spbda.ru/cr/conf/stud-conf2009.pdf
  2. Григоровский Сергей. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводство по делам брачным. СПб., 1896.
  3. Игнатий Богоносец, св. Памятники Древнехристианской Письменности. Послание к Поликарпу Смирнскому. М., 2005.
  4. К вопросу о брачном праве. Сборник статей о различных видах родства. М., 1900.
  5. Киприан Карфагенский, епископ. Творения. Том первый: Письма. Кн. 1. Киев, 1861.
  6. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий ап. Павла к Ефессянам. М., 1998.
  7. Цыпин В., прот. Церковное право: Курс лекций. – М.: Изд-во МФТИ, 1994.

 

[1] Свт. Иоанн Златоуст. // Цит. по: свт. Феофан Затворник. Толкование посланий ап. Павла к Ефессянам. М., 1998. С. 417-420.

[2] Игнатий Богоносец, св. Памятники Древнехристианской Письменности. Послание к Поликарпу Смирнскому. М., 2005. С. 202.

[3] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 593.

[4] Григоровский Сергей. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводство по делам брачным. СПб., 1896. С. 67.

[5] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 86.

[6] Там же. С. 444, 448.

[7] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. Перев. с сербского. СПб., 1912. С. 382.

[8] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 371.

[9] Там же. С. 530.

[10] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. Перев. с сербского. СПб., 1912. С. 401, 432.

[11] Творения святаго священномученика Киприана, епископа Карфагенскаго. Том первый: Письма. Киев, 1861. Кн. 1. С. 25.

[12] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. Перев. с сербского. СПб., 1912. С. 378.

[13] Григоровский Сергей. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводство по делам брачным. СПб., 1896. С. 77.

[14] Григоровский Сергей. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводство по делам брачным. СПб., 1896. С. 78.

[15] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. Перев. с сербского. СПб., 1912. С. 421.

[16] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 540.

[17] К вопросу о брачном праве. Сборник статей о различных видах родства. М., 1900.  С. 44.

[18] Там же.  С. 125.

[19] Правила (κανονεϛ) Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. Перев. с сербского. СПб., 1911. С. 538.

[20] К вопросу о брачном праве. Сборник статей о различных видах родства. М., 1900.  С. 118.

[21] http://pro-spbda.ru/cr/conf/stud-conf2009.pdf