Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Во второе воскресенье Великого поста на Воскресенском подворье совершили праздничные богослужения и почтили память святителя Григория Паламы. Божественную литургию возглавил настоятель иеромонах Гурий в сослужении братии подворья.

Святитель Григорий Палама жил в конце XIII – первой половине XIV века. С юношеских лет он подвизался на Святой Горе Афон. Святитель Григорий известен прежде всего как учитель «умного делания» – монашеской аскетической практики, которая включает в себя очищение ума и сердца, безмолвие и непрестанную молитву. Также он раскрыл и развил учение о Божественном свете, который озаряет внутреннего человека и иногда открывается видимо.

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Алексей Петрук произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, во второе воскресенье Великого поста Церковь празднует память святителя Григория Паламы. В истории Церкви было множество угодников Божиих, которые каждый по-своему стяжали благодать Божию и дар молитвы. Подвиг святителя Григория Паламы был в том, что он отстаивал православную традицию молитвы.

Великий пост – это время, когда мы совершаем молитвенный подвиг. Это время нам дано не только для воздержания от греха, но прежде всего для восстановления всего человека. Именно в трудах святителя Григория Паламы мы видим отражение смысла христианской жизни. Он учил, что ее целью является об Обожение, т. е. приближение к Богу, приобретение свойств божественных. Получив образ Божий по творению, человек призван стяжать подобие Божие. Творец, Бог по природе, зовёт человека стать богом по благодати.

Евангелие, которое мы сегодня читали, рассказывает о том, как Господь пришел в Капернаум и, окруженный огромной толпой, вошел в один из домов. Сотни людей стояли рядом с этим домом и слушали, что говорил Господь. В это время подошли люди, которые несли на «четырех жилах», как говорится в Евангелии, т. е. веревках, носилки с расслабленным человеком, сейчас мы бы назвали его парализованным.  Это человек, который не способен ничего сделать сам для себя, который потерял возможность хоть как-то проявлять свои действия в этом мире. Четверо его спутников подняли несчастного наверх дома, разобрали крышу и спустили его к ногам Христа в то время, когда Он наставлял книжников и фарисеев. Увидев это зрелище, все были изумлены – что сейчас будет? И Господь, властью, которой Он обладает, говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!»  Сердца же книжников и фарисеев, людей, которые ходили за Христом, были окаменевшие. И вместо того, чтобы возрадоваться за больного, они, пытаясь от ума своего понять, Кто Он Такой Иисус из Назарета, стали помышлять: «Как Он – Человек отпускает грехи другому человеку, ведь только Бог может это совершать!» Господь, видя это смущение, стал обличать их и говорить: «Что удобнее сказать человеку: отпускаются тебе грехи или встань и ходи?» Господь показывал им живой пример – увидеть, прощены ли человеку грехи может только чистейшее сердце. Но для обычного человека большим чудом является не отпущение грехов, а физическое здравие, исцеление. И тогда Господь, обращаясь к расслабленному, говорит: «Чадо, тебе говорю: встань и иди». И в одно мгновение этот человек приобрел силу в своих членах, встал, взял свою постель и вышел.   Многие люди, которые видели это событие, поразились, удивились и восславили Бога.

Сегодня неслучайно мы читаем это Евангелие – каждый из нас является расслабленным, внесенным в храм Божий для того, чтобы Господь нас исцелил. Когда мы обращаемся к Богу, мы должны расставить приоритеты наших просьб к Создателю. И главное прошение должно быть –   об очищении наших сердец, о чистоте наших помыслов и отпущении наших прегрешений.

Невозможно получить здравие душевное и телесное, найти гармонию в своей жизни, если человек изначально не получит отпущение своих грехов. Если человек не справится со своими страстями и пороками, то ничего в нем не произойдет, к каким бы средствам он ни обращался.

Во вторую неделю Великого поста Церковь нам напоминает, что брань наша не против плоти, а против наших страстей и пороков. Именно поэтому мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который был наставником для монахов, ушедших от мира, чтобы вести эту брань. Человек талантливый и незаурядный, как в светской, так и в духовной науке,  ученик великих исихастов Афонских монастырей, святитель Григорий не только сам был носителем   православной молитвенной традиции, но и ее защитником.

В то время, когда жил святитель Григорий, появляется один монах-богослов Варлаам Калабрийский. Рожденный и воспитанный в православной семье, он вырос в греческой среде на юге Италии: его родным языком был греческий, но он в совершенстве владел латынью и был хорошо знаком и с латинским богословием.

Приехав в Константинополь и узнав об афонской традиции исихазма, т.е. молитвы Иисусовой, он стал ее высмеивать и осуждать. Он писал труды, в которых называл мистическую восточную традицию «чудовищными и абсурдными верованиями». Святитель Григорий Палама писал ему в ответ, чтобы защитить традицию исихазма. А затем был созван собор, на котором ересь Варлаама Калабрийского была осуждена. Впоследствии Варлаам уехал из Византии, принял католичество и закончил свои дни в сане епископа Римо-католической церкви. А святитель Григорий Палама еще не раз вставал на защиту православной молитвы и традиции.

И спустя множество веков мы с вами сегодня вспоминаем святителя Григория и размышляем о сути духовного подвига, который, прежде всего, состоит в молитве. Если у человека нет молитвы, если он только постится, но не молится, то ничего в нем не происходит. Важно, чтобы пост и молитва были соединены в одном движении сердца, чтобы они становились одним целым, чтобы молитва господствовала в нашей жизни.

Сегодняшняя жизнь свидетельствует о том, что современный человек разучился молиться. Современный стиль существования заставляет пребывать людей сразу во многих процессах социальной жизни. Из-за этого человек так выключает свой внутренний мир из содержания жизни, что становится совершенно не способным к молитве.

Когда человеку скучно, он включает компьютер, погружается в интернет, общается в социальных сетях, что-то смотрит, читает.  У людей развивается скука сердечная, тоска, которую они не могут ничем утолить. Не книжки мы читаем в это время, а находим какие-то бесполезные занятия для того, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Наш ум блуждает, где угодно, только не в важных и необходимых для нас вещах. Молитва способна человеку придать духовный стержень, даровать, как говорит преподобный Исаак Сирин, крылья духовные, чтобы приблизиться к Богу, без молитвы человек не способен получить благодать Духа Святого.

У ранних святых отцов говорится о том, что монахи и вообще христиане упражнялись в богомыслии. Богомыслие это не только рассуждения для богословов, это рассуждение о своем личном спасении и осмысление трудов святых отцов. Богомыслием можно назвать прочтение Евангелия и размышление над этим отрывком в течение всего дня.

Апостол Павел говорил: «Молитесь непрестанно!» Непрестанная молитва и памятование о Боге – это необходимое условие для того, чтобы человек научился жить по Евангелию. Если он о Боге вспоминает только в утреннем и вечернем правиле, или только когда ему плохо, то он еще не настоящий христианин, о Боге нужно памятовать непрестанно. Как говорится в Ветхом Завете о праведном Иове: «Он ходил перед Богом». Научиться жить пред Богом – это и есть цель каждого христианина, и цель Великого поста.   А Иисусова молитва в этом будет нам в помощь. Аминь».