Неделя о блудном сыне

28 февраля, во вторую подготовительную неделю к Великому посту, служение Божественной литургии в храме Воскресения Христова возглавил настоятель Подворья – иеромонах Гурий.

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Павел Ямсков произнес проповедь: «Во имя Отца и Сыны и Святаго Духа!   Когда люди смотрят на Божии дары как на то, что Бог должен дать им, это оказывается безумием даже с земной точки зрения. «Дай мне сейчас то, что принадлежит мне, а все мои права на имение в так называемом будущем мне не нужны, я отказываюсь от них». Величайшее безумие грешного человека заключается в том, чтобы довольствоваться немедленно частью, отказываясь от целого. Это желание теперь же получить на руки неважно сколько, только бы здесь и сейчас в этой жизни все блага. Люди смотрят только на видимое, ищут сиюминутного наслаждения. А жизнь будущего века их мало заботит.

Почему младший сын так хотел получить свою долю в полное свое распоряжение? Ему были тягостны опека Отца и старшинство первого сына, и он желал свободы – того, что ложно называется ее именем. Люди не хотят быть связанными Божественными заповедями, не хотят никому подчиняться. Они хотят сами быть как боги, знающие добро и зло. А в результате оказываются не знающими никакого зла и добра, кроме того, что нравится им.

Как сын из этой истории распорядился всем, когда получил свою часть? Он не замедлил истратить ее. И через короткое время превратился в нищего.

Притча показывает нам, что духовное состояние падшего человека – сплошное растрачивание жизни. Младший сын расточил имение свое, живя распутно. Добровольно идущие на грех расточают дары Отцовские. Тратят впустую свой ум и все силы души. Не только закапывают в землю свои таланты, но бесстыдно продают их. Дары Божии, которые они должны были употребить на служение Богу и людям, употребляют на служение порочным желаниям. Душа человека становится заложницей мира, плоти и дьявола, расточает свое богатство.

Далее притча показывает духовное состояние живущего грехом человека как состояние горькой нужды. Когда же он прожил все, настал великий голод, и он начал нуждаться. Не мог уже утолить свои желания из-за отсутствия сил, здоровья и материальных средств. Разгульная, расточительная жизнь скоро доводит человека до нищеты. Особенно, когда приходят плохие времена, это как расплата за плохое управление полученным добром.

Человек отказывается от милосердия Божия, предпочитая Ему жестокость дьявола. Ради сладости греховной жизни, богатства преходящего мира совершил он этот отказ от Божиих даров, а теперь погибает от недостатка их.

Дело дьявола – заставлять своих рабов удовлетворять похоти падшего естества. Это ничем не лучше, чем пасти грязных, чавкающих шумно свиней. Могут ли разумные бессмертные души больше опозорить себя!

Он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Этот молодой человек дошел до ужасного времяпровождения, сидя за одним столом со свиньями. Рожки – пища для свиней, но не для человека. Грех – состояние вечного ненасыщения, состояние в котором невозможно ожидать облегчения ни от кого на земле. Сын перешел к попрошайничеству, но никто ничего не давал ему. Души, удалившиеся от Бога, — заблудшие души. Они заблудились, как путник, потерявший дорогу. Если бесконечное милосердие Божие не поможет им, они не возвратятся никогда.

Что было причиной его возвращения, его покаяния? Горе, нужда! Когда он оказался в предельной нужде, он пришел в себя. Скорби оказываются счастливейшим средством для обращения грешников от их заблуждений. Никто не придет ко Христу, пока не увидит, что находится на грани погибели в служении греху. Святые отцы говорят, что вера – это когда человек, несмотря ни на какие обстоятельства, устремляется к Богу. У Бога есть пища с избытком, достаточная для каждого и избыточествующая любовью.

Блудный сын признает себя лишенным достоинства принадлежать любимой семье, но продолжает надеяться и молить о том, чтобы быть принятым в отчий дом, хотя бы в самом смиренном положении, в положении слуги. Считает быть слугой своему Отцу – великим благом. И мы видим великую любовь, с которой Отец встречает своего сына, видя его глубокое покаяние, не вменяет ему в грех уход из семьи, расточительство наследства, смерть души. Отец прощает все!

Праведность Божия – одежда, в которую мы облекаемся, приходя к Богу с покаянием. В покаянии, как в Крещении, мы во Христа облекаемся. Лучшая одежда – это наше новое естество. Перстень на руке – обручение Духа Святого и печать силы Его. Обувь на ногах означает готовность благовествовать мир и твердо ходить. Он пришел домой раздетый и голодный, и Отец не только одел сына, не просто накормил его – он устроил пир. Тот, кто рад был до этого времени наполнить свое чрево рожками, которые ели свиньи, теперь приглашается на радостный небесный пир. Так все, кто напрасно трудился, желая насытиться тварным, обретут эту небесную пищу у Господа, когда возвратятся к Нему с покаянием, оставив все свои греховные стремления. Ибо телец упитанный есть Агнец Божий – Христос. И об этом пире веры возвещает Церковь всему человечеству среди пасхального торжества. Пусть размышление об этом недостающем Хлебе, вдохновит сегодня всех, кто заблудился, удалившись от Бога, вернуться к Нему. И грядущий Великий Пост станет дорогой покаяния, дорогой возвращения в Отчий дом! Аминь».