На Воскресенском подворье совершили благодарственный молебен в память об освобождении Троицкой обители от осады поляков в 1610г

25 января 2021 года исполнилось 411 лет с того памятного события, когда войска М.В. Скопина-Шуйского и Я. Делагарди сняли осаду Троице-Сергиевой Лавры поляками, продолжавшейся почти 16 месяцев. Это знаменовало скорое окончание одного из драматических периодов истории Русского государства.

Судьба нашего Воскресенского храма неразрывна связанна с этим событием, так как храм был построен в память об погибших защитниках Троицкого монастыря, павших во время осады в Смутные времена – 1608-1610 гг. и стал символом надежды на воскресение.

В этот день на Воскресенском подворье, после Божественной литургии совершили благодарственный молебен, который возглавил настоятель иеромонах Гурий – «Сегодня мы совершаем благодарение Богу, вспоминая, как 411 лет назад, в 1610 году была освобождена наша обитель и наш город от польской осады. Это произошло в годы смуты, в период государственного кризиса. Для нашего храма это особый день, потому что он стоит на месте кровопролитных сражений. Здесь пали те, кто отдал жизни, героически защищая здесь святую Православную веру.

Силы объединенной Европы воспользовались тогда нестабильной политической обстановкой и двинулись на Русь с оружием. В лице польско-литовских войск на Русь надвигалась тяжелая грозная туча чужой веры. Но не только посягательство на священный Кремль и святыни грозило нашему Отечеству — среди общества провоцировалась вражда, множество русских изменников присоединились к войскам захватчиков, повсюду сеялся страх и взаимная ненависть, начиналась также и гражданская война, которая могла стать причиной исчезновения страны, как самостоятельного государства. По Русской земле полились потоки крови.

Согласно словарю, «Провокация — действие с целью вызвать предсказуемую ответную реакцию». Сегодня, впрочем, как и всегда, преступные провокации умышленно организовываются для создания противоположных мнений и доведения сторон до конфликта, т.е. для разделения общества. Как мы видим из примера истории, закончиться это может трагично.

В беседе на Евангелие от Матфея свт. Иоанн Златоуст говорит: «Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9) — здесь Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует еще более, — именно того, чтобы мы примиряли несогласия и других; и опять представляет также духовную награду. Какую же? «Ибо они будут наречены сынами Божьими», так как и дело Единородного Сына Божьего состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее» (Беседа 15:4).

Именно поэтому, и преподобный Сергий именуется «Собирателем Русской Земли», а не «разделителем её», и именно поэтому, следуя евангельскому духу, за богослужением мы — верующие ежедневно молимся «о мире всего мира… и соединении всех» (Великая ектения), а по словам ап. Павла: «противящиеся сами навлекут на себя осуждение.» (Рим.13:1,2).

В далёкие годы смуты нашлись здравомыслящие и сильные духом люди, которые смогли сплотиться вокруг своих святынь и защитить народ и Отечество, не дать врагам мира и единства расшатать вековой фундамент Руси. В этот памятный день, воспоминая бывшее, призываем всех в мире молиться Господу и не поддаваться на преступные провокации, сохраняя верность вере и единомыслие».