СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

18 и 19 января в день празднования Крещения Господня на Воскресенском подворье прошли праздничные богослужения, который возглавил настоятель иеромонах Гурий в сослужении духовенства Подворья.

За Божественной литургией, после запричастного стиха священник нашего храма иерей Павел Ямсков произнес проповедь: «С Праздником дорогие отцы, братья и сестры, с днем Крещения Господня и Святым Богоявлением!

Сегодня «Три свидетельствуют на небе» – Отец, Сын и Святой Дух, и «три свидетельствуют на земле – дух, кровь и вода» (1 Ин 5, 7-8). Кровь – это причастие Святых Христовых Таин, а вода – это то, что совершается сегодня – великое освящение.

Прежде чем выйти сразиться со смертью, Христос приходит креститься, то есть погрузиться в воду, омыться от нечистоты. От какой нечистоты? Разве Христос был когда-нибудь нечистым? Нет! Очиститься надо от той нечистоты, за которую Он будет висеть среди разбойников на Кресте, от той, которая во всех людях, и даже в самом чистом из рожденных женами – Иоанне. И ужасается Иоанн, но Спаситель говорит ему чтобы не мешал, а помог исполнить всякую правду. Что же значит исполнить всякую правду? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнить эту правду должны были все люди, но никто из них не исполнил ее, то приходит Христос и исполняет эту правду. А какая правда была в том, чтобы креститься?  — Послушание установлениям Церкви и посланному от Бога человеку было правдой. И чтобы стало ясно всем, что ни один человек не может достичь правды без этого послушания. Иисус креститься, как всякий человек, чтобы все после Него крестились, как Он, уже Его Крещением.

В Иорданских водах таинственно запечатлен образ всей Его будущей жизни. Все еще надо Христу совершить, но все уже здесь, до последней глубины, отражается в этой воде, что Его ждет – кровавый пот Гефсимании, ужас богооставленности, смерть на Кресте и во ад сошествие. Вот в какие воды входит Он – нагой, обнаженный от славы, которую имел от Отца, чтобы нас облечь в первозданную славу. Чтобы открылась нам тайна жизни и смерти до последней глубины, до самого дна.

И тотчас является слава Божия! Господь Иисус, крестившись, тотчас выходит из воды и Иоанну было дано увидеть Духа Божия, сходящего на Иисуса в виде голубя. Дух Святой сошел на Христа, чтобы засвидетельствовать о Его спасительном служении человечеству. Сын Человеческий явился как Христос, как «Помазанный Духом» (Деян 10, 38), в Его посвящении на служение Мессии. И Бог Отец подтверждает: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», и Иоанн слышит это.

В первый раз слово Отчее прозвучало так на земле, но не в последний. Потому что оно было обращено не только исключительным образом ко Христу, но и ко всем нам. И это Крещение не было также последним, наоборот им открылся вход в Церковь Небесную. Отныне в каждом крещении человек рождается сыном Божиим, сыном по благодати в Единородном Сыне Божием, христианином во Христе. Из века в век слова Бога Отца Небесного продолжают звучать в сердцах тех, кто во Христа крестился. Они звучат непрерывно, и не надо больше ничего, потому что любовь все покрывает и никогда не перестает. Мы должны только слушать их всегда и давать место Духу Святому отвечать в нас: «Авва, Отче! В руки Твои предаю дух мой»! Всегда и во всем доверять Богу!»

После заамвонной молитвы было совершено великое освящение воды.