Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

26 и 27 сентября в день празднования Воздвижение Креста Господня на Воскресенском подворье прошли вечернее богослужение с выносом Креста и Божественная литургия. За богослужением молились настоятель с братией и прихожанами храма.

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Алексий Петрук произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкве; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – ангелов слава и демонов язва (Светилен Праздника)» — так свидетельствует Святая Церковь о Животворящем Кресте Господнем.

В нынешний праздник, дорогие братья и сестры, воздвигается Святой Крест для нашего поклонения и для того, чтобы древом Креста Господня осенить нашу жизнь и наши де­ла. Господь на Кресте пострадал за наши грехи, и с тех пор живоносное древо крестное является всеукрепляющей силой для борьбы с гре­хами.

От века предопределил Творец и Промыслитель Крестом спасти падшее человечество от силы вражией, спасти Крестом чрез распятие на нем Единородного Сына Божия.

Все христиане, если верны они Христу, почитают Крест, со вниманием и благоговением себя ограждают крестным знамением, и на своей груди носят крест в знак того, что мы Божии чада, сыны Света.

«Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Побитый Крестом, враг нашего спасения возненавидел Крест и эту ненависть ко Кресту сохраняет и поныне. Он и слуги его боятся Креста.

Крест Христов – это жертвенник, на котором была принесена всемирная искупительная Жертва. Крест – это свидетель любви Божией к человеку. Крест – это видимое выражение нашей веры, веры христианина. Под этим знаменем воины равноап. Константина одержали блестящую победу над гонителями Христа и Его Церкви. Под этим знаменем и мы ведем борьбу за Христа, борьбу против супостатов и против греха, в нас гнездящегося.

Что было началом этого торжества? Началом его было обретение царицей Еленой, матерью царя Констан­тина, первоначального Креста Господня, от которого по обре­тении совершилось чудо воскрешения мертвеца и который хотел видеть весь народ, собравшийся во множестве из Иеру­салима и окрестных мест, чтобы воздать ему благоговейное поклонение. Тогда народ, видя его на возвышенном месте в руках патриарха Макария, воздвигавшего его на все четыре стороны, поклонялся и многократно в умилении и ужасе вос­клицал: Господи, помилуй! Вот начало праздника Воздвиже­ния Креста. При этом воспоминаются и чудесные явления креста на небе: одно царю Константину и воинству его с надписанием кругом его: Сим победиши – и другое при императо­ре Констанции и святом епископе Кирилле Иерусалимском в лучезарном сиянии, виденное всеми жителями Иерусалима.

Еще Церковь воспоминает торжественное освобождение в VII веке Креста из плена персидского и торжественное несе­ние его в Иерусалим императором Ираклием, босыми ногами и в смиренном одеянии, без багряницы и венца царского. Та­кова всемирная слава Креста после его трехвекового пребыва­ния в глубине земли и под капищем языческим. Таким обра­зом само небо засвидетельствовало о славе распятого на Кре­сте, о святости и величии Церкви Его, бывшей три века под крестом гонений, и о святом нашем долге почитания Креста и поклонении ему в духе и истине, как и святой царь – пророк по­велевает поклоняться ему: Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс. 98, 5).

Не напрасно мы почитаем Крест Господень, изображаем его на себе и поклоняемся ему, ибо он есть Божественная си­ла, сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти. Церковь непрестанно проповедует о силе и животворности его, проявлявшихся и в прежние века, и ныне совершающих­ся над верующими: он исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых, прогонял от людей полки демонов, погашал страсти в сердцах людей, доставлял чудесные победы на войнах с не­верными. Крест есть Божественная слава Христа, искупивше­го в нем мир, падший в глубину погибели, разрушившего про­клятие человечества и исходатайствовавшего ему благослове­ние Отца Небесного, победившего смерть нашу и даровавше­го всем воскресение из мертвых. 

Знамением и силой Креста совершаются все таинства церковные; освящается вода, и все стихии, и все верующие, с верой принимающие его или знаменуясь им сами; крест носим на персях и через него сохраняем­ся от многих искушений и коварств вражиих; крестом знаме­нует нас святая Церковь и по смерти, когда совершает над нами надгробные песнопения; крест ставится и на могилах умерших в союзе с Церковью и не ставится только на могилах явных отступников и самоубийц, сознательно и по своей воле наложивших на себя руку. И это потому, что в кресте, с верой употребляемом и изображаемом, действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими, показывающая, что Христос Бог искупил Крестом Своим весь мир от греха, проклятия и смерти, что Он имеет власть живота и смерти, что Он есть вос­кресение и живот и Бог всех (Ин. 11, 25).

 Только во Христе и в кресте, только в Жертве безмерно великой и всеискупительной, принесенной за нас на Кресте; только крестом мы спасаемся ежедневно от уязвлений демонов и от всякой бу­ри страстей, когда с верой и истинным покаянием прибегаем к Христу; крест – наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа; наше непрестанное обновление, наше при­мирение с правосудием Божиим, праведно разящим всех бес­смысленно дерзновенных и упорных грешников.

Без креста нет никому спасения. Будем же усердно чтить Крест Христов и с любовью поклоняться распятому на нем Начальнику жизни нашей, памятуя вечный завет Его нам с Креста: любите друг друга. Аминь».