Преображение Господне

18 и 19 августа в праздник Преображения Господня на Воскресенском подворье настоятель с братией и прихожанами молились за торжественными богослужениями. После литургии по традиции было освящение плодов нового урожая.

За литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Николай Кравченко произнес проповедь: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры! В сегодняшнем евангельском событии, которое празднует святая Церковь, раз и на все времена показано высокое Преображение, превышающее всякое человеческое просветление.

Что же такое Преображение Господне, ставшее идеалом нашего человеческого просветления, или преображения, и зачем понадобилось Господу Богу, Творцу мира, живущему во свете неприступном, преображаться пред свидетелями – Своими учениками и апостолами? Святое Евангелие устами богоглаголивых апостолов так говорит об этом преславном событии. Христос, взяв трех учеников и апостолов: Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться (Лк.9,28). «… И преобразился пред ними: и просияло лице Его, яко солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17,2) и «… блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк.9,3). Каков же смысл для нас Преображения Господня? На этот вопрос дает ответ одно из церковных песнопений – кондак праздника: «…Ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Святые ученики виденное проповедят миру. Бог – это Свет, свидетельствует Божественное Откровение, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1,9; 4-5). Бог, живущий во свете неприступном, являет Себя миру, людям. Свет Его Божества осиял некоего гонителя христиан Савла на пути в Дамаск (Деян.9,3-4), ставшего затем ревностным апостолом и проповедником Евангелия и принявшего за проповедь о Христе мученическую кончину. Явил Господь Свой свет и славу первомученику архидиакону Стефану.

Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что благодать Святого Духа есть прежде всего свет, просвещающий и освящающий всякого человека. «Вспомните пророка Моисея, – говорил он, – тайнозрителя Божественного Лица, получившего на Синае Откровение. Когда он сошел с горы Синай, люди не могли смотреть на него, потому что лицо его сияло. До конца дней своих он носил покрывало на лице своем, чтобы не поразить окружающих светом, который излучался от него». Вспомним само Преображение. Когда Христос просиял во свете Божества и когда явились возле Него небожители – великие пророки Моисей и Илия, ученики не могли больше смотреть на свет Преображения, пали лицом на землю, пока облако светлое не скрыло виденное.

Человек – Богоподобное существо. Человек носит в себе частицу Божественного света, частицу Божества. Нам сроден свет Его Божества, и не случайно о нем так тоскует душа человека. Свет этот можно приобрести, умножить. Можно постоянно пребывать в сфере его, если того мы сами пожелаем. Путь к этому – через богообращение, через труд и неуклонное шествие человека навстречу Божественному снисхождению. Господь делает первым шаг в нашу сторону. Наше желание и наше усилие играют решающую роль в общении с Ним. Только в Боге мы обновляемся, совершенствуемся, преображаемся.

Возлюбленные братья и сестры,чтобы достигнуть своего преображения, человек должен иметь любовь и добрые дела,иметь мир в душе, нам необходимо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти. Когда душа помнит смерть, то приходит в смирение, и вся предается воле Божией и желает быть со всеми познает Господа, ибо она гордостью своей не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только в мире и всех любить. Гордой душе Господь не являет Себя, гордая душа, хотя и все книги изучила, никогда не с Духом Святым. И как говорит апостол Петр: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).
Божественным светом Господь венчает нашу веру и наше упование. Как увенчал Он сорок севастийских мучеников, сонмы святых угодников, во всякое время и в разных местах просиявших, так Он и ныне венчает всякое доброе и благое намерение Своих рабов, кротких и терпеливых. Возложим на Него все наше упование и будем молиться: «Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Аминь».