ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

12 апреля, в последнее воскресенье перед Пасхой Церковь вспоминает одно из важнейших событий Нового Завета – вход Господень в Иерусалим. В этот праздничный день на Воскресенском подворье прошли вечернее богослужение с чином освящения ваий и Божественная литургия, которые возглавил настоятель подворья иеромонах Гурий в сослужении братии.

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Алексий Петрук произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин. 12, 1-18) повествует о том, как Господь наш Иисус Христос торжественно вошел в Иерусалим накануне Своих крестных страданий.

Со времени выхода Спасителя на проповедь, начала Его общественного служения это была четвертая Пасха. Совсем скоро Господу нашему предстояло пострадать за род человеческий, претерпеть распятие и умереть за людей на кресте. Конечно же, Сын Божий знал об этом, говорил о приближающихся событиях Своим ученикам. После того как Он на глазах у множества людей воскресил из мертвых уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря, Своего верного последователя и близкого друга, Спаситель удалился за Иордан. Но вот Он возвращается в Иерусалим, зайдя предварительно в Вифанию, где посещает дорогой для Его сердца дом: там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв чистое драгоценное мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. За трапезой к Лазарю, естественно, было приковано особое внимание, потому что люди находились под впечатлением его предивного воскресения.

Множество чудес совершил Господь, но ни одно не вызывало у вождей иудейских такой ярости, как недавнее удивительное воскрешение Лазаря. Они пребывали в ярости от величия и несомненности совершённого чудесного действия, жаждали расправы не только над Спасителем, но и над Лазарем. Но именно это чудо и явилось причиной такой торжественности входа Господа в Иерусалим. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Разговоры и слухи о воскрешении Лазаря, безусловно, дошли и до иерусалимцев. Их взволновало, что благословенный Чудотворец входит в город. От искренности сердца и естественности порыва они решили воздать Учителю из Назарета должные почести. Никто не руководил действиями простых людей. Эта встреча не была подготовлена заранее, просто души человеческие возликовали от величия славы Божией и несомненности чудес. Взяв в руки пальмовые ветви, по восточному обычаю, народ встречал своего Царя, встречал Мессию, Который, по их мнению, и должен был воцариться в Израиле. Люди ликовали, думая, что именно сейчас начинается земное царствование Господа, но они не понимали, что Царство Божие на земле уже пришло, наступило, восторжествовало в душах, исповедающих Христа. Опять столкнулось материальное и духовное, временное и вечное, земное и небесное.

Посмотрите, братья и сестры, ведь и само вхождение Господне в Иерусалим было необычно и несло в себе глубокий смысл: Иисус же, нашедши молодого осла, сел на него, как написано: не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Именно так о Мессии пророчествовали ветхозаветные книги (см. Зах. 9, 9).

Под Сионом всегда разумелся город Иерусалим и Ветхозаветная Церковь. Что же касается объяснения выражения дщерь Сионова, то оно говорит о Новозаветной Церкви, созидавшейся Господом. Только по прошествии определенного времени ученики Христа поймут символичность входа Господня в Иерусалим и пророчества об этом событии древних писаний. Сейчас же ликование народа было вызвано, как уже говорилось, чудом воскрешения Лазаря, молва о котором не сходила с уст иудеев: потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Чему же поучает нас всех прочитанное в сегодняшний праздничный день Евангелие? Давайте еще раз духовными очами посмотрим на описываемые евангелистом Иоанном события. Вот мы с вами вместе с Господом пребываем в Вифании, в доме воскрешенного Лазаря, и видим, как Мария возливает на ноги Спасителя дорогостоящее миро. Мы слышим упрек Иуды и внешне возмущаемся его вопросу. А внутренне? Разве не бывает и в наших сердцах ропота, когда мы видим жертвы, приносимые благочестивыми людьми в дар Богу? Разве строительство и благоукрашение храмов не вызывает порой иудиного вопроса: зачем такие траты? А ведь это происходит лишь потому, что по-прежнему на первое место ставим мы земное, а не духовное, думаем о плотском, а не о благодати.

Торжественно, по-царски совершался вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. С великой радостью встречал Спасителя иудейский народ.

Казалось, что все эти люди, расстилавшие перед грядущим Сыном Божиим свои одежды и пальмовые ветви, навсегда уверовали во Христа как в обетованного Мессию. Но что же произошло дальше? Буквально через несколько дней те же люди в оголтелой ярости станут кричать: да будет распят! Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 23, 25). Воззрим же внимательно на собственные души: разве пример отступления иудейского народа не напоминает наше малодушие, нетвердость в вере, нестойкость в убеждениях? Ведь и мы, движимые общественным, а не самостоятельным мнением, в едином порыве толпы порой склонны то возносить кого-то до небес, то низвергать до бездны. Как изменчиво, обманчиво и противоречиво бывает общественное мнение! Мы весьма охотно осуждаем, не менее охотно приговариваем, мня себя справедливыми судьями. Но, скажите, кто определил степень этой справедливости, кто уполномочил нас себя оправдывать, а других судить?

При встрече с Господом Иисусом Христом люди срезали пальмовые ветви, постилали их на дороге махали ими в воздухе, выражая свое ликование при виде долгожданного Царя. Сподобимся же и мы так встречать Сына Божиего, уподобим всю нашу жизнь свежей зеленой пальме, приносящей великолепные духовные плоды, благоугодные Богу и ближним нашим. Народ израильский при встрече с Господом в приветственных криках выразил всю глубину своих чувств. Будем же и мы всегда славословить Бога, воспевать Его в молитвах и песнопениях, вести себя в жизни так, чтобы сами мы были достойны этой благословенной встречи – встречи Царя Небесного.

Но при этом вовек не откажемся от истинной радости, от полноты Божественной любви и не уподобимся иудейскому отступничеству, даже если за это нам будут обещаны самые вожделенные земные блага. Господь вошел в Иерусалим не для собственной славы, а для того, чтобы добровольно претерпеть крестные страдания. Этим Он, Спаситель наш, дал всем любящим Его пример величайшего самоотвержения. Через страдания, распятие и смерть, через подвиг, совершаемый для спасения других, Господь вступил в славу Свою. И мы, стремящиеся приобщиться к Божественной славе, должны быть готовы к самопожертвованию, должны достойно противостоять своим грехам, страстям, беззакониям, порокам, победить в себе гордость, тщеславие, самолюбие. И искать для себя не того, что с человеческой точки зрения необходимо нам, нашей плоти, а того, что угодно Богу и нужно для спасения души.

Заканчивается еще один святой Великий пост… Впереди – Страстная седмица время воспоминания страданий Господних. Сын Божий входит ныне в Иерусалим. Люди ликуют, но сердце Спасителя преисполнено глубокой печали. О погибающих проливает Сын Божий драгоценные слезы Свои. Не о нас ли с вами плачет Господь?! Есть ли в наших душах та неизреченная любовь к Господу, которая позволит нам достойно встретить и провести страшные и святые дни грядущей Страстной седмицы? Совлечем же с себя одежды греха и благоговейно поднесем Спасителю цветущие ветви нашей истинной православной веры и христианской надежды на будущую вечную жизнь. Исповедуем Господа нашего Иисуса Христа не только Царем мира видимого и невидимого, но и вечным Царем душ и сердец наших

Бог – самодостаточен, не Он нуждается в нас, а мы в Нем. Всей полноты Божественной красоты и благости невозможно выразить никакими словами. Только искренне верующая душа человеческая способна хотя бы отчасти постичь величие Творца и воздать живое славословие неприступному, несказанному, непостигаемому умом Свету, созерцаемому в нераздельном единстве Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».