Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная»

15 марта, во вторую неделю Великого поста на Воскресенском подворье настоятель с братией совершили Божественную Литургию. На этот воскресный день в нынешнем году пришлось празднование иконы Божией Матери «Державная».

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Алексей Петрук произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Второе воскресение великого поста посвящено святителю Григорию Паламе – святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» а точнее ее непрестанным повторением. Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику.  В 18 лет или чуть позже н принимает монашество на Афоне.

 К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений – проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанный молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете.

Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков на столько, чтобы удостоиться реальной встрече со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения. Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношения к исключительно монашеской практике.

Почтенные старцы сидят по своим келиям, овладевают особой техникой молитвы, а для большей сосредоточенности смотрят на себя со стороны (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя – монах Варлаам Калабрийский из Калабрии, что в Италии), но на самом деле оппонет святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5, 16-18). Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с ним в земной жизни.  По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этот речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и доступен в своей сущности.

Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этот эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.  Разумеется, для этого нужно не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий – нетварного света. 

Оппонеты же свт. Григория утверждает, что человек не может реально приобщиться к Богу, а его энергии являются тварными.   Напротив, Православная Церковь поддержала свт. Григория и признала его учения о нетварном свете, в котором есть Сам Бог в не своей сущности. Личность свт. Григория, жившего в далеком 14 веке поставлена святой Церковью ориентиром всем нам. Великий делатель Иисусовой молитвы, он утверждал истины о Божественном Фаворском свете не на основе книжной учености и логических умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта, укорененного в Священном Придании Церкви. Его жизнь и богословие — это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним.  Аминь».