Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия

Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

8 марта, в 1-ю неделю Великого поста на Воскресенском подворье настоятель с братией совершили торжественные богослужения.

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Павел Ямсков произнес проповедь:

«В первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество Православия. Событие это произошло 3 марта 843 года, когда царица Феодора собрала иерархов Церкви и исповедников иконопочитания, низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и восстановила решения VII Вселенского собора 787г., определившего почитать святые иконы. Вот как об этом говорит синаксарь Торжества Православия:

«Были восстановлены святые и досточтимые иконы через избранных святых мужей, и проповедали о благочестивых и православных, и отвергли и предали анафеме нечестивых противников, не принимающих святых икон. И тогда сии исповедники определили, чтобы этот священный праздник был ежегодным, чтобы мы не впали в такое же злочестие».

Значение Торжества Православия было велико. Закрывалась столетняя эпоха гонений на Церковь и на почитателей Пречистого образа Воплощенного Господа, Его Матери и святых. Раскрывалось богословское значение образа — иконы.

Бог явился не просто в неописуемой плоти, но в видимом, описуемом, осязаемом и распознаваемом естестве конкретного Человека. Поэтому, икона становится свидетельством всецелого явления Богочеловека, подлинности Его воплощения, Его описуемости, о котором и свидетельствует написанный образ с не меньшей силой, чем слово.

Однако, судя по словам святого патриарха Фотия, произнесенных им в 867 году, иконоборцы еще двадцать с лишним лет злоумышляли против Церкви, в результате чего к восстановлению священных изображений смогли приступить лишь с начала 60-х годов ΙΧ века. Поэтому «вторым торжеством Православия» св. патриарх Фотий считает восстановление мозаики Пресвятой Богородицы и Богомладенца Христа в 867 г., говоря о б этом событии так:

«Скажу без всякого преувеличения: если кто-нибудь назовет этот день днем православия и его началом, то не ошибется в должном. И хотя и коротко время, за которое увяло мнение христоборческой ереси, и правые догматы воссияли во всех пределах вселенной по божественному и царскому повелению, тем не менее, это и мое украшение. Ибо это — награда боголюбивого царства. Но тогда око вселенной, сей преславный и божественный храм, как бы лишенный глаз, был омрачен в своих Таинствах (ибо еще не было принято решение о восстановлении икон) и посылал приходящим слабые лучи видения и являл при этом лицо православия ужасным. Ныне же церковь отлагает омрачение и украшается и блистает всеми своими красотами и получает свое богатство».

Сегодня мы видим благолепие и красоту внутри храмов от множества икон, мозаик и росписей. Наши сердца радует величие самих храмов и наполненность верующими для поклонения Богу и святым иконам. К этому Церковь долго шла. На протяжении почти целого тысячелетия велась борьба Церкви с различными ересями и сектами внутри ее самой и в результате закончилась победой истины и Торжеством Православия.

Важно заметить, что о торжестве Православия говорится также еще ранее, в IVвеке, в результате победы Церкви над ересью Ария. Характерно выступление Императора Константина на I Вселенском соборе: «Я Ваш брат и сослужитель освободил Вас от гонений и теперь умоляю Вас: храните мир друг с другом. Даже внешние войны не доставляют мне столько скорбей, сколько раздоры между Вами.»

Так обратился святой Император к отцам Собора, и они его услышали. И I Вселенский собор закончился не только торжеством Православия, но и примирением.

Как же нам с вами сегодня не хватает такого торжества, чтобы в нашей Вселенской Православной Церкви внутри её самой, среди верующих, по всему миру не было расколов, раздоров, непониманий и уклонений от истины! Но, веря в слова Спасителя: «На сем камне (т.е. на вере) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её!», будем молиться и не унывать. Дай Бог нам с вами оставаться в Его церкви, и не попасть в какую-нибудь другую организацию и общество, ведущие в погибель.

Чтобы нам не погрешать против истины, нам необходимо твердо знать Закон Божий. Эту книгу необходимо приобрести и изучать. С помощью Закона Божьего мы сможем легче ориентироваться среди разнообразной информации со всего мира, отделять истину от лжы. Изучать Православную веру, её устав и каноны доступны каждому. Чтобы жить по истине, её надо знать! А как узнать истину, не читая книг, где о ней написано? Сегодня среди нас много маловерующих, сомневающихся и принимающих различные слухи и верования, далекие от истины. Сегодня смешивают с Православием в своих умах язычество, поклонение страстям и чувствам, и сколько среди нас невежд, приносящих своё учение в церковь, свои обряды и привычки. Святые отцы страдали за истину, проливали кровь, не жалея своей жизни. Этого требуется и от нас – до конца стоять за истину, которая сохранилась только в Православной Церкви.

Сколько ересей возникло уже после установленного праздника Торжества Православия? Сколько их в наши дни? Грех стал нормой жизни. Сколько людей запутались в сетях лукавого, проповедающих и исповедающих нечестие и ложь? Гораздо больше нас, православных. Можем ли мы сегодня ликовать и торжествовать, когда вокруг нас множество неправды и соблазна? Совершая праздничный молебен сегодня, мы просим Бога благословить нас, благодарим Его и славим за дарованную нам истину, просим продлить наши дни. Мы также приобщаемся к торжеству с первыми христианами, страдавшими за сохранение истины. Вспоминая их подвиги и прославляя их, и мы сами становимся с ними в ряд, принося исповедание истины! Мы тоже хотим быть участниками славы Божией в вечности! Поэтому, живя в этом мире полном зла и обмана, мы должны держаться Православия и всего, что нам даёт святая Церковь, ведущая к истинному Свету – истинному Богу нашему — Святой Троице!

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь».

По заамвонной молитве настоятель иеромонах Гурий возглавил чин Торжества Православия.