Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

9 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, служение Божественной Литургии в храме Воскресения Христова возглавил настоятель Воскресенского подворья иеромонах Гурий. На первую подготовительную неделю к Великому посту, в нынешнем году пришлось празднование памяти собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Павел Ямсков произнес проповедь: «Во Имя Отца и Сына м Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Святая Церковь, как любящая мать, заботится о нашем спасении, и постепенно приготовляет нас к Великому посту. Эта первая седмица называется неделей о мытаре и фарисее. Господь наш, Иисус Христос, говорит в Евангелии о двух состояниях верующих людей. Оба пришли в храм помолиться.

Фарисей не видел себя грешником, вставал везде на видном месте, хвалился своими добродетелями и выставлял их напоказ. Считая себя достойной личностью, искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом. Занимал лучшее место за обедом и собраниями, за молитвой, считая себя ближе к Богу. Фарисей молился сам в себе и благодарил Бога за то, что он не такой как другие грешники, замечая их рядом с собой, и перечислял свои «заслуги».

Мытарь же, боялся войти в храм, стоял у входа, боялся поднять глаза и посмотреть вверх в святом месте, бил себя в грудь, осознавая себя тяжким грешником, и просил лишь милости у Бога.

Бог одинаково слушает пришедших к Нему разных людей, но обращает особое внимание на то, как молится каждый из них сам в себе. Что человек желает? Что у него на сердце? Какие мысли?

И вот наш молитвы. Внешне, мы показываем, что молимся истинными словами, теми, которые поются и читаются за богослужением, а практически все эти слова исполнены покаяния. Но что в это время говорит сердце, а не уста человека? Находится ли оно у нас в покаянии и сожалении о соделанных грехах? Переживаем ли мы всем сердцем, все, что поется и читается? Или наше сердце и мысли далеко от этого? Даже если нам бывает не слышно и не понятно, что поют и читают, чем занято наше сердце? Бог обращает внимание, на то что у нас внутри, а не снаружи! Кого-то оправдывает и прощает, а кого-то отпускает ни с чем.

Эти молитвенные состояния, описанные в Евангелии, противоположны друг другу. Первое — молитва гордого человека, не приносящая плода, второе — молитва смиренного человека, осознавшего свое ничтожество, за что оправдывается Богом, и мытарь уходит помилованным. Молитва, милостыня, пост и любая добродетель приносят благодать и милость от Бога человеку только тогда, когда он все это делает со смирением и любовью. Пока мы не достигнем смирения, не получим награды за свои труды! Этому нам с вами необходимо научится!

У нас зачастую бывает смешанное состояние на молитве, когда мы, вроде как, считаем себя грешными, но при этом продолжаем осуждать окружающих, или просто думаем о ком-то плохо. И это происходит среди нас, верующих, прямо в храме. Чтобы мы победили в себе фарисейство, Церковь благословляет не поститься всю эту неделю, нет поста в среду и пятницу, чтобы нам смириться и нечем было хвалиться перед не постящимися людьми. Но всю неделю нам предлагается переживать состояние мытаря и произносить его молитву.

 Нам предлагается молитва: «Боже, милостив буди мне грешному». Кто сам себя унижает и молится этой молитвой, будет возвышен Богом. Но, горе нам, если мы повторяем эти слова только устами, забывая о сердечном сокрушении и страхе перед Богом, особенно, когда мы подходим к святой Чаше. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить. В мире происходит то, что люди теряют чувство греха. Кажется, сегодня безумие мира уже достигло предела. Люди считают грех нормой жизни. Но святые отцы говорят, что мы не видим и тысячной доли зла, которое в мире, и точно также и тысячной доли любви Бога к миру. Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Никогда! Что никогда грех не будет сильнее милосердия. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло – пусть зверь уже кажется сорвавшимся с цепи – тем более Дух Божий ведет нас. Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных присутствие Духа. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5,20). Кающиеся грешники призываются войти в славу Христа, ибо, как никогда, приближается Царство Небесное.

По мере духовного приближения человека к Богу, он осознает свое ничтожество все больше и больше, и видит в себе все больше и больше грехов и ощущает в себе все большее недостоинство быть рядом с Творцом. И не нашли бы мы сами в себе сил приблизится к Богу и оставаться рядом, если бы не Его благодать помогала. И лишь человек по-настоящему любящий Бога, укрепляемый Его благодатью, находясь в постоянном смирении, может всегда приближаться к Святому Отцу Небесному. Сначала в страхе и трепете, а, постепенно приближаясь, становится сынами, дочерями, наследниками и наследницами вечной и блаженной жизни у любящего нас Бога. Чего искренне вам желаем!

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь».

 

После Литургии была отслужена заупокойная лития за всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.