На Воскресенском подворье совершены богослужения Навечерия Богоявления (Крещенский Сочельник)

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января. Назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением. И повествовал о явлении Троицы в водах Иорданских и воплощении Христа. Перенесено празднование Рождества Христова на 25 декабря (по старому стилю) было уже позже. Так образовалось время святок, которое заканчивается Навечерием, или сочельником Крещения.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества. В навечерие Богоявления не вкушают пищу до первого причащения крещенской водой.

В сочельник после Литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Освященная вода называется Агиасмой, или крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI–XII века водоосвящение происходит два раза: и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Крещения. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

18 января на Воскресенском подворье благочинный храма протоиерей Андрей возглавил богослужения дня Предпразднства Богоявления: Божественную литургию Иоанна Златоуста, вечерню с чтением паремий, после чего совершил чин великого освящения воды.

После богослужений по традиции  настоятель с братией приняли участие в раздаче святой воды прихожанам, после чего священнослужители окропили Богоявленской водой помещения Подворья.

 

«Многим непонятно удивительное явление, именуемое христианством. Как в течение 2 000 лет, несмотря на многие нападки извне и нестроения изнутри, Церковь Христова сохраняла себя и сохраняла веру в народах, столь различных по своей культуре, по своей истории, сохраняла веру в разных поколениях, так разительно отличающихся одно от другого? И было бы невозможным совершить это хранение веры только силой слова, даже самого убедительного, коим является слово Божие, — Сам Бог должен был войти в человеческую жизнь и воздействовать на каждую личность таким образом, чтобы Его слово отобразилось в уме и сердце человека, в его воле и его чувствах. И силой, которая преобразует слово в действие, является сила благодати Божией, — вот почему Господь и говорит апостолу, что врата ада не одолеют Церковь (Мф. 16:18). Не потому, что в Церкви самые умные или самые образованные, не потому, что Церковь является хранительницей двухтысячелетней мудрости, но именно потому, что Сам Бог силой Божественной благодати действует в Церкви и преображает человека и окружающий его мир.

И смысл сегодняшнего великого освящения воды в том, что, освящая воду, мы исповедуем веру в то, что благодать Божия способна оплодотворить силой своей не только человеческий разум, не только человеческую душу, но и физическую материю. Потому что Бог есть Творец физического мира, и Он волен наполнить и этот физический мир Своей Божественной энергией, Своей Божественной благодатью.

Именно этой благодатью сегодня, в этот день, обычная вода, которую мы почерпаем каждый день, становится водой святой, сохраняющей те же самые физические и химические свойства, но исполненной особой Божественной энергии, благодати Божией, которая влияет на человека, прикасающегося к этой воде, и на окружающий мир.

Сегодняшний день помогает нам понять, почему и святые мощи, и Пояс Пресвятой Богородицы, недавно явленный нашему народу, и святые иконы, будучи материальными, являются в то же время носителями духовной энергии. Потому что так восхотел Бог! Он в лице Сына Своего сошел в Иорданские воды и получил Крещение не только Духом, но и водой. Вот как духовное и материальное смыкаются там, где действует благодать Божия; и мы верим в то, что эта благодать пронизывает все человеческое существо, всю вселенную. И в день Богоявления Христова, Богоявления Святой Троицы, мы обращаем молитву к вечному Богу-Творцу, дабы Он не оставил творение Свое силой благодати, явленной людям и всему миру через искупительный подвиг Сына Своего.

Сегодня вы все подойдете к чаше со святой водой, чтобы почерпнуть ее. Помните, что эта вода именуется святой, потому что в ней благодать Божия. Почерпайте ее с благоговением, несуетливо, не создавайте шума около святыни, не пытайтесь первыми почерпнуть воду. Постойте у этой святыни как можно дольше. Помолитесь за себя, за своих родных и близких, за Отечество наше, проходящее непростой период своего исторического бытия, за Церковь нашу многострадальную, несущую народу великую весть о спасении, которое Бог во Христе принес роду человеческому. И, с благоговением почерпнув святую воду, отнесите ее в домы свои, окропите их, дайте вкусить воду сию вашим родным и близким, сохраните ее на тяжкие моменты жизни вашей, в первую очередь на дни болезни, — ибо через эту воду сама Божия сила будет прикасаться к вам по вере вашей. И пусть Господь, явивший Себя миру в день Богоявления на реке Иордан, пребывает со всеми нами неотлучно, как Он Сам об этом сказал: во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Аминь».

  (Святейший Патриарх Кирилл)