Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской

13 и 14 января в день празднования Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого на Воскресенском подворье настоятель с духовенством совершили торжественные богослужения.

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Павел Ямсков произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С Праздником дорогие отцы, братья и сестры!

Господь наш Иисус Христос смирил Себя, принял человеческую плоть и с первых же дней до конца Своей земной жизни терпел тяжелые лишения, гонения, страдания, поношения и крестную смерть только ради нашего спасения. Христос исполнил ветхозаветный закон и открыл новый, закон духовный и святой, записанный в Евангелии. Уже восьмидневным Младенцем Он принял священнодействие ветхозаветной Церкви – обрезание. Своим обрезанием Иисус Христос призывает нас, чтобы мы совершили над собой духовное обрезание, отсекли все свои страсти, помыслы и предрассудки, отказались от всякого греха, очистили скверну плоти и духа и, таким образом, стяжали благодать Святого Духа и спаслись. В этом и состоит цель нашей земной жизни.

Святитель Василий Великий, память которого мы сегодня празднуем, показал нам пример, как этого достичь. Он родился по молитвам своего отца в 329 году, воспитывался в благочестивой христианской семье. Бабушка его святая Макрина, оказала благотворное влияния на Василия — воспитывала в строгом православии, прививала благоговейное отношение к учению святых отцов о Святой Троице. Все в семье любили чистый и непорочный образ жизни. Отца звали также Василий, он был священником, обучал своих детей Священному Писанию и разным наукам. В результате такого воспитания и святой жизни во Христе, из этой семьи вышло шесть святых угодников Божиих. К лику святых причислены святитель Василий Великий, его бабушка Макрина, мама Емилия, братья святитель Григорий, епископ Нисский и святитель Петр, епископ Севастийский, и сестра Макрина.

Святитель Василий с раннего детства решил посвятить свою жизнь служению Богу. Для успешной борьбы с язычниками и еретиками была необходима основательная научная подготовка, поэтому святой отправляется учиться в далекие края от дома. В Афинах Василий знакомится с Григорием, будущим великим богословом, с которым духовно навсегда сроднился.

После окончания учебы Василий посетил Египет, Палестину, Месопотамию, чтобы ознакомиться с устройством монашеских общин и жизнью святых подвижников. Вернувшись на родину, Василий раздал свое имущество бедным, принял монашество. Устроил в Понте много монастырей, в которых ввел новые формы и правила монашеской жизни, сохранившиеся до наших дней. Церковь, обуреваемая арианскими смутами, нуждалась в защитниках Никейского Символа веры, и инок Василий оставляет подвиг монашеского уединения, и сначала в сане пресвитера, а затем архиепископа поставляется на служение Святой Церкви.

Сам святитель жил в простоте и бедности, отдавая все на дела благотворительности. Питал неимущих, давал приют странникам, руководил монахами, составлял молитвы и украшал храмы, учреждал школы, больницы, сиротские и странноприимные дома. Лично часто был санитаром и ухаживал за больными и прокаженными. Еще одной из забот было улучшение церковного богослужения. С этой целью он ввел чин божественной литургии, которая совершается сегодня в православных храмах.

Святитель Василий Великий всегда оставался верным защитником веры в борьбе с арианами, которые выступали против божества Иисуса Христа, не признавая Его равным Богу Отцу. Святой не уступил императору Валенту, когда тот хотел уничтожить православную веру. Когда император прислал префекта Модеста к архиепископу Василию, и тот в грозной и грубой форме требовал принять святителя арианство, угрожая конфискацией имущества, изгнанием и даже смертью, то святой Василий спокойно, с полным достоинством ответил: «Если можешь, угрожай иным, а это нимало нас не тревожит…потому что не подлежит описанию имуществ, кто ничего не имеет, разве потребуешь у меня этого волосяного рубища и немногих книг, в которых состоят все мои пожитки. Изгнания не знаю…потому что везде Божие место…смерть же для меня благодетельна: она скорее перешлет к Богу, для Которого живу и тружусь…и к Которому давно поспешаю».

Пораженный ответом, Модест докладывал императору: «Побеждены мы, царь, настоятелем этой церкви. Это муж, который выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений»». В результате Валент отменил насильственное введение арианства.

Великий пастырь, изнуренный тяжкими трудами и болезнями, истощенный монашескими подвигами, мирно отошел ко Господу в 379 году в этот день.

Дорогие братья и сестры! Будем подражать жизни святого, его крепкой вере и любви к Богу, его всецелой преданности воли Божией и святому Православию. Благочестивой жизнью и правой верой можем мы прославить Отца нашего Небесного, достичь духовного совершенства и спастись. Святителю отче Василие, моли Бога о нас. Аминь».