День памяти преподобного Никона Радонежского.

Роль личности преподобного Никона Радонежского в общественно-политической истории отечества.

Анализ речи В.О. Ключевского «Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства»

В 1892 году торжественно отмечалась пятисотлетняя память преставления Преподобного Сергия Радонежского. В Московской Духовной Академии В.О. Ключевский произнес свою знаменитую речь «Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства». В своей речи Ключевский говорит о преподобном Сергии, как о личности,  выходящей за рамки времени, как о человеке, ставшем своего рода «лицом» русской истории. Говорит о значении преподобного Сергия для русского народа и государства. В полной мере и с полным правом слова Василия Осиповича в отношении преподобного Сергия, могут  быть отнесены  к продолжателю его дела – преподобному игумену Никону Радонежскому (игумен в период 1392 – первая треть XVвв.).

Историк поднял тему влияния личности на историю целого народа, именно такой личностью и стал преподобный Сергий Радонежский. По словам Ключевского, «Если бы возможно было произвести писанием все, что было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной содержания историей нашей всенародной нравственной и политической жизни… У этого чувства нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в капле чистой воды»[1]. Такие люди как преподобный Сергий, по словам профессора Ключевского, «становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того чтобы самим не забыть правила, ими завещанного»[2]. Личность преподобного Сергия восстает в годы, когда русский народ сумел воплотить все свои силы «в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу»[3].

«Лакмусом» состояния единодушия русского народа явилось тогда монашество. В монастыри шли не из-за упадка общественных сил, а вследствие величия нравственного народного облика, когда в обществе стали появляться люди высокого духа. «Таким образом» – продолжает профессор –  «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы… Преподобный Сергий с своей обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни»[4].

Сергий Радонежский был поистине всероссийским игуменом, его ученики основали множество обителей, ставшими центрами притяжения в своих регионах: «напутствуемые благословением старца,» – говорит Ключевский – «шли борцы, один на юг, за Оку, на татар, другие на север, за Волгу, на борьбу с лесом и болотом»[5]. В свою очередь духовные корни этих центров протягивались и стремились к своему общему источнику, находящимся в самом центре московской Руси. Духовным сердцем всех основанных учениками Сергия монастырей оставалась все же созданная им Троицкая обитель, возвышение и укрепление которой после смерти ее святого основателя начал преподобный игумен Никон. Величайшей и первой заслугой продолжателя дела преподобного Сергия – его ученика и преемника преподобного Никона стало увековечивание памяти святого Сергия. Игумен Никон обретает мощи и прославляет преподобного Сергия, ему составляется служба и житие, святые останки сергиевы полагаются в новопостроенном белокаменном соборе, который становится первым каменным строением Троицкой обители и своеобразным памятником и хранилищем гробницы преподобного Сергия Радонежского, ставшей в последствии священной для всей Руси. В этот самый собор, украшенный, по распоряжению Никона иконами и фресками выдающихся русских иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного и пролегла народная тропа на многие столетия. Благодаря настоятельским трудам преподобного Никона, имя великого Сергия не «кануло в лету», а воссияло на церковном свещнике на многие столетия вперед, стало духовным маяком для многих поколений русских людей.

На протяжении XIV века в угасающей уже Византии монашеский идеал все больше и больше воспринимался как главный ориентир в жизни. Для вселенского православия он становится образцом подражания и святости. На Руси в XIV–XVвеках монашество начинает восприниматься, как неотъемлемая часть общерусской судьбы.

Преподобный Никон принимает все силы, что бы всесторонне укрепить монастырь, сделать его центром духовности, книжности и культуры. Сергиева обитель при Никоне начинает пользоваться большим авторитетом, к мнению игумена прислушиваются князья, влиятельные личности из различных регионов стремятся внести свой вклад в развитие монастыря, сблизиться с троицкой братией, оставить здесь о себе память.

Видя дошедшее до нашего времени величие Свято-Троицкой Сергиевой лавры, возьмем на себя смелость образно назвать современную Лавру «Сергиево-Никоновской», ибо именно преподобному Никону мы можем быть благодарны, что на положенном Сергием фундаменте аскезы, нестяжания и удаления от мира, вырос этот необъятный столп общерусского духа – великая Лавра, ставшая родным домом для каждого русского сердца на многие века. Преподобный Никон сохранил и передал потомкам ту «чудодейственную искру», о которой говорит в своей речи Ключевский: «Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни»[6].

Профессор Ключевский со всей силой своего таланта показал величину значимости преподобного Сергия для русского государства. Мы же, анализируя его слова, относим их сегодня и к многочисленным сергиевым ученикам, продолжившим заложенные им монашеские традиции и высоко поднявшим светильник нравственного подвига. В свете сказанного, личность игумена Троицкого монастыря преподобного Никона представляет особый интерес. Это преемник и продолжатель дела основателя обители – преподобного Сергия Радонежского. Годы игуменства преподобного Никона – период становления крупнейшей русской обители, ставшей духовной опорой нашего отечества, в период возвышения Московского государства, и в последующие столетия повлиявшей на культурную, религиозную жизнь всего русского народа, его национальное самосознание.

Дерзнув несколько перефразировать слова профессора Ключевского, завершим: размышляя о судьбах государства, обратимся к именам преподобных игуменов Сергия и Никона, пусть они напомнят нам о необходимости нравственного возрождения, которое в силах сделать возможным и возрождение политическое, и усвоим то правило, «что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной»[7], в укреплении нравственных сил народа мы и видим главную роль преподобного Никона, потрудившегося на поприще настоятеля Троицкой обители. Говоря же о нравственном возраждении, уместно вспомнить наставление преподобного Никона Радонежского, которое обращено к нам с его иконы: «Терпите, братие, правды ради скорби и беды, да вечныя муки убежите, в мале потрудимся – да вечно возвеселимся. Христа с мудрыми девами срящем и царство его небесное обращем, уклонимся широкого пути, ведущего в погибель – тецем узким и прискорбным, вечныя радости виновным[8]».

Иеромонах Гурий (Гусев Д.А.) Насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, аспирант кафедры истории России Московского педагогического государственного университета.

Из доклада на Всероссийской научной конференции молодых ученых «Ключевские чтения – 2018» в МПГУ.  Опубликовано: Ключевские чтения – 2018. Гражданская война и гражданский мир в исторической судьбе России / Сборник. М.: Спутник, 2019 г. С. 82-84.

[1]Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства: Речь, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 / Богословский Вестник Т.3 № 11 С.190 – 191.

[2]Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 192.

[3]Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 192.

[4]Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 200 – 201.

[5]Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 202.

[6]Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 202 — 203.

[7]Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 204 — 205.

[8]Цитируем по: Иеромонах Гурий (Гусев). Духовное завещание преподобного Никона Радонежского// У Троицы. Духовно-просветительский и научно-популярный журнал о Свято-Троицкой Сергиевой лавре. М., Русский печатный дом. 2017. С. 12.