Неделя 19-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора.

26 и 27 октября, в 19-ю Неделю по Пятидесятнице, в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора на Воскресенском Подворье прошли воскресные богослужения.

За Литургией после запричастного стиха священник нашего храма иерей Сергий Астафьев произнес проповедь: «Дорогие братья и сестры! Сегодня Евангельское чтение предлагает нам задуматься над притчей Господней о сеятеле. В свое время для слушателей Господа нашего Иисуса Христа слова этой притчи были непонятны простому народу и самим апостолам, как об этом упоминают евангелисты. Расточительность земледельца вызывала недоумение, поскольку необходимо беречь каждое зернышко для будущего урожая. Но Иисус под видом сеятеля говорит нам о Боге, Всемогущем и богатом в Своей милости, Христос Сам сеет слово покаяния, которое, попадая в наши сердца, должно прорастать в наших душах и давать плоды добродетелей, нравственных убеждений и дел, радостных для Господа и для ближнего, ведущих человека в Царство Божие.

Внимательно рассудив о собственном состоянии души в свете притчи о сеятеле, мы увидим ожесточение наших сердец, которые, подобно камню, остаются бесчувственными к чужой боли и проблемам. Мы зачастую неспособны в полноте с усердием и смирением принять Промысел Божий о своей жизни, сетуя и ропща на Господа и людей вокруг. Нам не хватает душевных сил вырвать из сердца терния самоуверенности, самодовольства, неприязни и гордости. Многим известно, что расчищая земельный участок, корчуя пни, вскапывая землю, самое тяжелое вырывать плотно сплетенные корневища деревьев и трав. Но тот, кто приступал с духовным вниманием к собственной душе знает, что сплетение опутавших его страстей намного плотнее, и вырвать укоренившиеся в душе пороки бывает несоизмеримо трудно.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что отличие праведника от грешника, человека мертвого от живого, человека верующего от неверующего — это решимость. Необходимо решится, встать и сделать шаг к Богу, тогда душа исправляется. При приближении к Богу все становится на свои места, то что человек приобрел ложного, нечистого и искореженного, сразу уходит в небытие. Чем ближе мы к Богу, тем в нас больше жизни, а смерти меньше. Уходит все неистинное, отпадая от души мучительно и больно, а все истинное, живое начинает в нас по-настоящему воскресать и возрождаться. Но когда мы удаляемся от Бога, наша душа превращается либо в камень, либо в дорогу, либо в терние, и никакого плода мы уже не можем принести, хотя и в Бога верим, и в храм ходим, и что-то правильное делаем. Чем дальше мы от Бога, тем больше искажается восприятие самой жизни.

Сегодня идея жизни без Бога распространяется во многих процветающих странах, и в нашей стране предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого греховного пути, идущего вразрез с Богом. В этом случае ересь проявляется в том, что некогда христианские страны поставили права человека выше, чем слово Божие, исторгая Самого Бога из человеческой жизни. Поэтому сегодня мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, чью память мы сегодня празднуем. Святые отцы в то нелегкое время иконоборчества отстояли для нас с вами возможность прикладываться к мощам святых, молиться перед святыми иконами, а не доверяться фантазиям и духовным галлюцинациям. Икона – это видимый образ Бога и святых, это бесстрастное видение духовной реальности, которое очень помогает нам во время молитвы.

Стояние за веру и истину никогда не было простым и легким, исполнение добродетели всегда требует мужества, твердости духа, силы веры, силы собственных принципов и убеждений. Святитель Филарет, митр. Московский, говорил о вере следующее: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу». Если же такое устройство духовной сущности человека нарушается, то и вера вырождается в философское мудрование, и перестает быть жизнеспособной и нужной для людей. Апостол Павел вспоминает примеры проявления истинной веры в Ветхом Завете: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараона. Верою духовные вожди Древнего Израиля, судии и богодухновенные пророки покоряли царства, творили правду, получали обетование, заграждали уста львов, творили чудеса… и мы, имея такое облако свидетелей, должны отвергнуть грех, запинающий нас, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса Христа, Господа нашего» (см. Евр. 11:24-26, 32-40; 12:1-2).

Попытки ослабить веру, изъять ее из жизни людей всегда начинались с воздействия на сознание и ум человека, прикрываясь логикой, здравым смыслом, пастырской целесообразностью и даже необходимостью поддерживать благочестие. Всегда еретики старались внедрить в сознание Церкви ложные учения, разрушающие подлинную истину. Сегодня на наше сознание обрушивается огромный поток информации, целью которого является разрушение православной веры, попытка подвергнуть ее сомнению, осмеять, показать ее недееспособность, представить ее помехой для современного человека. Однако Сам Бог наделил людей даром веры, и помогает каждому верующему сохранить этот дар. Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Свойство веры заключается в том, что она утверждается, когда против нее восстают». Чтобы избавиться от давления еретических учений на собственное сознание нам необходимо прислушаться к поучению св. Феофана Затворника: «Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, — выбрось из головы, а когда не выбрасывается – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.»

Поэтому и мы сегодня должны возложить свое упование на Господа, Который, дав нам великое сокровище веры православной, поможет сохранить ее, оградить от всяких искушений и напастей, как и отцам седьмого Вселенского Собора. Устроим же, братья и сестры, всю нашу жизнь на твердой и крепкой вере в Бога ради Царствия Божия. Аминь».